Жила-была Анновка
Как здорово смотреть на деревенские огни издалека, как курятся седым дымом трубы в зимний морозный вечер.
«Ух, а нашей Анновки давно уж нет», — частенько вспоминала свою малую родину вспоминала покойная бабушка моего мужа Устинья Гавриловна.
Была, и нет теперь Анновки. А в людской памяти ещё живы воспоминания о родном селе, хоть ни одного дома там нет теперь и зарастает всё дремучим лесом, только речка Нила течёт в тишине не торопится. Как-то в голове не укладывается. Как это? Была деревня, и нет. Пересмотрев все 10 томов книг Мукомолова, я очень удивилась тому, что информация очень скудная про деревню Анновку.
Сначала на её месте был постоялый двор, как выяснилось, где можно было отдохнуть людям и лошадям. Позже там разрослась деревня. Анновка была небольшой и была приписана к Карауловскому сельсовету. Все статистические данные села о людях входили в статистические данные Карауловки. Церкви в деревни тоже не было, поэтому младенцев крестили в Карауловке или в Бедярыше и венчались молодые там же. Я ещё больше была удивлена тому, что Карауловка вон где, как в Серпиевку ехать, а Анновка совсем казалось бы в другой стороне. Раньше ведь транспорта кроме лошадей не было, ходили напрямки, были свои дороги, поэтому от одного села до другого рукой подать.
Итак, по книгам Мукомолова, к началу 1900-х годов в Анновке проживало всего 226 человек обоего полу, количество дворов было 48. Население этой деревни занималось рубкой леса и выделкой из него угля. Животных по всему селу в 1910 году было: 70 лошадей, в том числе рабочих 48, рогатого скота —85, в том числе молочных — 40, овец 200, коз не было совсем, и четыре свиньи. Климатические условия в деревне довольно суровые, зима продолжительная и снежная, иногда приходится откапываться от снега, которого наносит до самых крыш. Весна наступает в конце марта, но ночные морозы продолжаются до самого мая. Вот всё, что я смогла вычитать в книгах Мукомолова. Но главное всё же не статистические данные из книг, а воспоминания тех людей, которые жили в Анновке.
В деревне была только одна улица, вспоминают жители села, но длинная, параллельно которой текла река Нила, там овражек, за овражком школа, и ещё несколько домов. Бани строили довольно далеко от домов, ближе к реке, по всей видимости, из-за удобства таскать воду. Фамилии жителей Анновки были уникальными для того времени, так как все переселенцы из разных мест. Например, жили в селе семьи с фамилиями Хортовы, Бахаревы, Подшиваловы, Слеповы. У бабушки Устиньи была девичья фамилия Инина. Про Ининых вообще отдельная история, которую не расскажешь в одном очерке, сколько ярких людей и разных судеб, сколько стечений обстоятельств и злых шуток судьбы было пережито всем большим семейством.
Бабушка Устинья всегда вспомнила так родном селе: «Работа у нас в Анновке очень тяжёлая была — курень, больше ничего и не было. Ни совхоза, ни колхоза в деревне не было. Валили лес, по реке сплавляли на завод в Катав, это уже позже появилась техника лесовозы, пилы, а то пила-то была ручная и всё, да топоры. Леспромхоз был в Лемезе, мужики туда ездили на работу, а мы девчонки, женщины на подсочке работали, собирали смолу. Кротоловки ставили, ловили кротов потрошили их, сушили шкурки и сдавали. У тяти с мамой нас 10 было ребятишек. Гаврюшкины нас в деревне звали, потому что тятя у нас Гаврил, а то ведь ещё Инины были Стёпины, да Ванины, это семьи братьев моего отца, так что Ининых нас много было в Анновке. Маму все звали Николавна, я уж побольше стала когда, спрашиваю: «Мама, тебя как хоть зовут, а то всё Николавна да Николавна?» А мама мне и говорит: «Настёнка я». Это сейчас ребятишки грамотны. Ну и у нас была школа в Анновке, и мы в школу ходили».
Помню, расскажет и рассмеётся баба Устя в голос. По бабушкиным рассказам в 30-х годах прошлого столетия даже школа была в деревне, но класс был разновозрастной. Учитель был мужчина, приезжал из Катава. Ученики его звали «семипалый». У него на самом деле на руке было вместо пяти семь пальцев, поэтому и «семипалый». Четыре класса образования давала в то время анновская школа. Писать, читать всё-таки все умели, кто ходил в школу. В 60-х школа уже была только начальная. Подруга и двоюродная сестра моей свекрови Наталья Петровна Гладкая, в девичестве Бахарева училась в этой школе. А вот свекровь моя родилась в Анновке, но вскоре после её рождения семья переехала жить в Катав. Разобрали свой построенный новый дом, перевезли его в город, стали заново строиться. В этом доме и умерла наша бабушка Устинья. Воспоминаний тёплых об Анновке, конечно же, много и у моей свекрови Любови Николаевны Тимаковой.
«Приеду в Анновку, — вспоминает она, — к бабушке с дедом, там ещё родственники жили. Наташа, сестрёнка двоюродная, в школе. Подойду к школьной оградке, между штакетника высуну свою мордочку с косичками, чтобы Наташа увидела меня в окно, гляжу, руку тянет «можно выйти». Так и убежим, сцепившись за руки. На сегодня хватит, выучилась Наташа, Любонька приехала»
Так по жизни они вместе и в горе, и в радости, и подруги, и сёстры с одним на двоих анновским детством. Окончив началку, деревенские ребятишки уезжали учиться в Катав, жили в интернате. Сколько переживаний было у родителей и детей, расставания с родным домом с родителями, но учиться нужно было. Пожалуй, это самая первая и основная причина того, что деревня прекратила своё существование. До сих пор вспоминает об этом времени со слезами на глазах Подшивалова, в девичестве Хортова Людмила Александровна: «Учились в Катаве в интернате целых пять лет. Добирались каждую неделю, как придётся, на лесовозах, на каких-нибудь грузовых машинах, кто возьмёт. Потом совсем пришлось уехать из села, так как работы не было уже там, но мы жили до последнего в деревне. Все стали разъезжаться, много народу враз покинули родную Анновку».
В своём стихотворении Людмила Александровна отразила все свои переживания расставания с родиной. Я просто не могу его не написать.
Где-то недалёко от семьи родной,
В деревне на окраине дом стоит пустой
Там стоят лишь пчёлы и кровать с доской.
Бросили, уехали, не надо дом родной.
Дочь у них в Катаве прожила 5 лет,
Сколько у родителей было дум и бед….
Уехали, а в сердце Анновка до сих пор, и сейчас тянет посмотреть на родные места, а уж сколько лет прошло. Села нет уже несколько десятилетий. Теперь у нас в Катав-Ивановске находится анновский посёлок, так называют улицу в Магнитострое. Стоят там дома, привезённые когда-то из деревни, живут семьи в этих домах с анновскими корнями. И у каждой семьи есть своя история, связанная с селом, которого теперь нет на карте.
Недавно завершилось строительство часовни на том месте, где была деревня Анновка. Для бывших жителей села и их потомков это очень значимое событие, часовня — место, куда можно прийти зажечь свечу и поклониться родной анновской земле, на которой жили, трудились их предки.
Людям, которые построили и проспонсировали строительство часовни, честь и хвала, и низкий поклон до земли. Ваше благое дело уж точно никогда не забудут на родной земле.
Елена Тимакова