«Художке» — 20 лет!
Заходишь в эти стены и переносишься в детство. Тут почти всё также, только будто стало меньше: лестница не такая высокая, а коридоры не такие длинные. Это школа искусств города Катав-Ивановска. На стенах висят рисунки уже других детей, не мои. Нет, я ошиблась, мой автопортрет опять красуется на втором этаже! Это заслуга Светланы Кирилловны Кудряшовой, педагога художественного отделения школы искусств Катав-Ивановска. Она оформила выставку работ выпускников разных лет.
В сентябре 2023 года у художественного отделения серьезный юбилей — 20 лет! Уже почти четверть века из стен школы искусств выпускаются мальчики и девочки, которые, так или иначе, связали свою жизнь с изобразительным искусством. И каждого своего ученика Светлана Кирилловна помнит, за каждого у неё болит сердце.
Сейчас в школе три педагога на художественном отделении, а его сердцем является Светлана Кирилловна Кудряшова. Именно ей Галина Ивановна Попова, директор музыкальной школы на тот момент, предложила открыть художественное отделение в 2003 году на базе школы искусств Катав-Ивановска. Так появилось новое направление.
С тех пор перед многими ребятами открылся мир живописи, графики, композиции. А карандаш и листок бумаги стали рабочими инструментами. В том числе и для меня. Художественное отделение я закончила в 2011 году.
Выпускниками художественного отделения были 133 ученика. Впоследствии кто-то стал дизайнером, архитектором, педагогом изобразительного искусства, закончил академию культуры в Челябинске и даже художественную академию имени Репина в Петербурге. Кто-то учится на фотографа и воспитателя детского сада.
Даже молодой педагог изобразительного искусства, Владислава Олеговна Волчек, которая работает в школе первый год, училась в нашей школе искусств Катав-Ивановска. Нашему городу повезло, что Владислава Олеговна вернулась из Ростова, где закончила колледж по направлению «Дизайн» и параллельно получила диплом преподавателя дополнительного образования ИЗО, решила работать в школе. Поэтому в этом году открывается еще одно отделение «Дизайн» для детей 8 —9 лет.
Еще один педагог Лариса Сергеевна Мельник отдала работе в школе искусств тоже 20 лет. Она начала преподавать изобразительное искусство на базе детского сада, а сейчас и в школе.
В этом году по социальному проекту кабинет рисования был полностью модернизирован, оснащен новым интерактивным экраном и мольбертами, появились новые отдельные парты с откидывающимися крышками.
Ошибочно думать, что мы, ученики, только сидели и рисовали. Один летний пленер — целая маленькая жизнь. Объясню: на летних каникулах художественное отделение не заканчивало свою работу, а продолжало рисовать…на улице! Да, пленер — это рисование с натуры. Мы находили причудливое дерево, старинное интересное здание, пристраивались рядом: кто на лавочке, кто сразу на траве, и рисовали. Карандашом, красками. А ещё общались, играли, даже купались, если были возле речки. Сколько прекрасных мест нам тогда показала Светлана Кирилловна. Это одно из лучших воспоминаний о лете. Да, рано утром так не хотелось вставать, но сейчас я понимаю, как это было полезно для детских душ. Пленер учит ловить момент в природе, который никогда не повторится. А еще это видение цвета, любование родной природой, желание сохранить окружающий мир. Это роднило нас с импрессионистами.
Коллектив юных художников ставил спектакли на Рождество и Масленицу, изучал народный костюм, лепил из глины свистульки, фигурки, расписывал глиняные игрушки под хохлому и гжель. Дети, которые куда-то ходят заниматься, чем-то увлечены, сразу отличаются от сверстников, которым ничего не надо. У таких детей шире кругозор, они лучше учатся, да и жизнь у них в разы интереснее.
— Изобразительное искусство имеет связь со многими способностями ребенка. Тот же рисунок карандашом развивает силу воли, целеустремленность. Каждый штрих требует упорства и времени. Ребёнок собирается «в кучку» и развивает целенаправленное внимание, зрительную память, координацию движений — всё это в рисунке,— объясняет Светлана Кирилловна. — Станковая композиция развивает воображение и учит логически мыслить: из ничего нужно создать сюжетную картинку, в которой будет логика. Так же, как композитор создает мелодию, а модельер — одежду. Самым любимым предметом у детей являлось декоративно-прикладное искусство. Когда ребенок за короткий промежуток времени мог создать вещь. Предмет носил и эстетическое, и утилитарное значение, приносил пользу. Например, связанная салфетка или глиняная игрушка, которую ребенок сначала лепил, потом расписывал. Ученику интересно быстро увидеть результат работы, ДПИ это давало. А сейчас этого предмета нет в некоторых классах из-за большой нагрузки педагогов. Нам очень нужен еще один педагог!
В кабинете рисования что-то изменилось, но многое осталось прежним. Я даже нашла свои глиняные поделки. Также стоят композиции для натюрмортов из крынок и драпировок, а работы выпускников расставлены по шкафчикам.
Светлана Кирилловна встречу начала с рассказа об учениках, об их успехах. А про свои упомянула вскользь при прощании. Оказывается, она заняла первые места на конкурсах в Москве и даже в Германии. Фурор в столице и Европе произвели её костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Любимое направление педагога — народное творчество. Вместе со своими подопечными Светлана Кирилловна шила народные костюмы по настоящим выкройкам 19 века из Катав-Ивановского краеведческого музея. Вместе со своими воспитанниками Светлана Кирилловна не раз ездила на фестивали народных промыслов и занимала призовые места:
— В Челябинской области каждый год проходит детский фестиваль этнографии и фольклора, «Уральские прикрасы» называется, это настоящая детская «Бажовка»! Проходит он в палаточном лагере. Вот где ликует сердце! Вот где начало зарождения в душе ребёнка того главного, что делает из него просто хорошего, трудолюбивого человека, преданного традициям и обычаям своего народа. Низкий поклон людям, которые создали этот праздник для детей, — с восторгом рассказывает Светлана Кирилловна. — Как же детям здесь всё интересно, обо всём хочется спросить, всё потрогать. Как сияют от восторга их глазёнки, когда в руках мастера рождается чудо: корзинка из бересты, вазочка из глины или плетёный пояс для девичьего наряда, или мастерски, как ласточки летают по струнам балалайки или кнопочкам гармони пальцы музыканта!
Неравнодушие и самоотверженность учителя невероятно восхищает. Так происходит, когда человек на своём месте:
— Мне хочется передать детям то, что знаю сама. Когда ребенок занимается народным творчеством, он не стесняется петь и танцевать. Никто не спрашивает совершенство. А когда девочка надевает народный костюм, сарафан, у неё даже походка меняется. Девушки в сарафанах сразу превращаются в птицу-паву. Я очень люблю свою работу. И мне никогда не приходила мысль сменить её. И если каждый год к тебе приходят новые ученики, а бывшие ученики, приводят своих детей и внуков, чтобы ты их научил чему-то, значит это твоё место, значит, ты правильно выбрал свою дорогу. А ученики? Мы нужны им, а они нужны нам, и это вселяет в меня надежду и вдохновение.