Петр Любимов — легенда Юрюзани
Этого сорванца трудно было назвать тихим ребенком. Когда дома за ним не было присмотра, ему обязательно нужно было удрать со двора. Выходить за ворота через калитку ему было не интересно, пролезть нужно было непременно, как собачонке, — в подворотню. В магазин же его посылали первым — больно шустер.
Петя был седьмым ребенком в большой семье батрака из Александровки, что за Тюлюком. Отец семейства смолоду много работал, нанимался и плотником, и столяром, и сено возить, и на конный двор. Однажды повредил ногу, стал инвалидом. Мама дома вела большое хозяйство. Родственники говорили Пете, что во время беременности она, наверное, подняла что-то тяжелое, поэтому и родился он незрячим.
Научился сорванец читать кое-как по слогам и писать немного еще до школы. Уже тогда он состоял в территориальном обществе слепых, и оттуда мальчику прислали специальный букварь. Где мама подскажет, где братья и сестры — так и выучился слегка. Когда пошел в школу для слепых в Троицке, в первом классе долго не задержался, его сразу в третий перевели, потому как скучно ему было с еще не знающими азбуку. Но потом узнал мальчишка, что гораздо ближе к дому, в Белорецке, тоже есть школа для слепых, туда и перевелся.
— Там я успел проучиться всего пару лет и ее закрыли, перевели в Уфу. А в школу уже республиканского значения было попасть не так-то просто. Вернулся я в Троицк, — вспоминает Петр Любимов, аккомпаниатор-концертмейстер хора русской песни Дворца культуры Юрюзани. — В школу я пошел переростком, в 13 лет, в 1961 году, доучивался в школе рабочей молодежи в Белорецке, здесь же работал. Был слесарем-сборщиком, собирал проволочные диски для щеток, знаете, круглые такие, которыми дорогу тракторы метут. Потом штамповал крышки.
Пока Петр Максимович получал среднее образование, попутно учился и в музыкальной школе. Тогда он рассуждал, кем же хочет стать. Было два варианта: историком или музыкантом. Но ближе к восьмому классу он перестал уделять должное внимание истории и выбрал-таки музыку.
— У нас вся деревня была музыкальной. У каждой улицы была своя мелодия, — рассказывает Петр Максимович. — Учился я сначала на игрушечной гармошке, на ней можно было парочку детских мелодий наиграть. Потом, лет в семь, мне подарили настоящую гармошку. Как-то я в клуб пришел, и завклубом мне сказал, что пора бы на баян переходить. Дал мне его в руки, я стал пробовать играть.
Когда Петр Максимович выработал пенсию на производстве, решил поступать в Петропавловск в музучилище. Оно было тогда единственным на весь Союз, где работала специальная программа обучения для слепых по программе «баянист-исполнитель, руководитель художественной самодеятельности».
Учиться ему помогал абсолютный слух, который развился вследствие слепоты. Музыкальные диктанты студент писал исключительно на слух, а нужно было ориентироваться на теорию, знать за какой какая терция идет. И педагоги часто ругали его за это, хоть и ставили пятерки.
Закончив обучение, нужно было где-то работать. Устроился Петр Любимов в тюлюкский клуб руководителем худсамодеятельности. Но тут в Юрюзани в Доме пионеров умер баянист, его друг, тоже слепой, Федор Зорькин. Учреждение стало искать ему замену. Так Петр Максимович и осел в Юрюзани. На должности баяниста теперь уже Дома детского творчества Петр Максимович проработал с 1979 года по 2008-й. Как только в городском ДК организовался хор русской песни, а было это в 1984 году, наш герой стал его аккомпаниатором и продолжает ним оставаться вот уже 33 года.
Однажды вечером, когда гости разошлись по домам после празднования 50-летия своего друга, оставшись один, Петр Максимович задался вопросом: «А что дальше?». Сел, собрался с мыслями и сочинил слова своей первой песни, которую назвал «Годы — журавли», а потом и музыку к ней подобрал. С тех пор баянист пишет музыку не только к чужим текстам, но и сочиняет свои песни и стихи. В 2007 году вышел в свет его сборник поэтических произведений под названием «Я верю в Россию. С песней по жизни». Пишет Петр Любимов обо всем: о неразделенной любви, о войне, о временах года, о своей стране.
— Его песни заставляют задуматься, ведь они о жизни, — говорит давний друг Петра Максимовича и коллега по хору русской песни Николай Бобылев.
— Да-к ведь песни из жизни и берутся. Когда столкнешься с чем-нибудь в жизни, сразу идея может прийти для песни, стихов. Это пережить нужно, осмыслить, все с опытом приобретается. Так вдохновение и приходит. А уж если оно пришло, то минут за сорок можно и песню написать. Мне вот, например, несколько раз, бывало, музыка снилась. Я вскакивал скорее и записывал ноты, чтоб не забыть, — признается баянист.
Много у Петра Любимова наград, званий. Он является Почетным гражданином Юрюзани (кстати, официальный гимн города тоже его сочинения), лауреат премии Заксобрания области, помимо хора русской песни он еще и аккомпанирует ансамблю инвалидов «Серебряночка». Из грамот, шутит наш собеседник, можно дом построить. Но главным для него остается музыка.
— В музыку я ухожу с головой, перестаю существовать в этом мире и ничего вокруг себя уже не слышу, — говорит Петр Максимович.
Музыку он собирает. Услышал интересную композицию по радио или телевизору, тут же бросается к своему музыкальному центру, ставит кассету и нажимает на запись. На одном из носителей есть и «Годы — журавли» в его собственном исполнении. Но свое пение Петр Максимович слушать не любит, спешит выключить магнитофон. А зря, нам понравилось звучание, голос у него приятный, мелодичный.
Судьба распорядилась не видеть ему этот мир, но дала талант тонко чувствовать и выражать свои ощущения в музыке, песнях, стихах, и на нее он не в обиде.
— Никогда я на судьбу не гневался, что родился слепым. Я чувствовал себя всегда таким, как все. Если дрались, так все, если встревали в переделку, так вместе. Все зависит от того, как себя покажешь. Нужно уметь за себя постоять. Я никогда не терпел жалости к себе, потому что она унижает человека. Нужно, чтоб тебя уважали, а не жалели.
Совет от Петра Любимова
В жизни нужно самому добиваться всего, не ждать пока тебе что-то принесут на блюдечке. Помочь мы должны себе сами, тогда и люди вокруг захотят нам помочь.