Колючие, как ёжики
Найти общий язык с подростком трудно. В этом возрасте он всё отрицает, не прислушивается к мнению взрослых, иногда делают что-то назло. В категорию «трудных» попадают самые разные ребята: подростки из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, неуверенные в себе, замкнутые, агрессивные.
О том, как общаться с такими подростками, как помочь им найти себя рассказывает педагог-психолог МУ «Центр» Катав-Ивановска Наталья Бисярина:
«Бывает так, что к нам обращаются за помощью родители, чьи дети не помещены в МУ «Центр». По возможности, мы стараемся оказывать поддержку и им. Недавно у меня на консультации была семья из Юрюзани, где девочка-подросток не хотела учиться и ходить в школу. После нескольких встреч с мамой и девочкой мне удалось выяснить причину нежелания девочки учиться и найти пути решения проблемы. Сейчас у девочки все хорошо: перевелась в другую школу, появилась мотивация к учебе, желание ходить в школу. И таких случаев не мало.
Главное — вовремя помочь подростку. Индивидуальная работа предполагает выявление, как слабых, так и сильных сторон личности «трудного подростка». Трудный подросток напоминает ёжика. Активно пытаясь помочь ему, натыкаешься на колючки. В ответ на предложение о помощи, встречаешь сопротивление, злость, молчание. Особенно часто свое сопротивление подростки выражают молчанием. Враждебность может выражаться и прямо. Например, подросток говорит: «Я не хочу с вами разговаривать. Приходить сюда — ваша идея», «Скорее бы все это кончилось». Успех в таком общении во многом зависит от того, насколько подросток ориентирован на изменение сложившихся неблагоприятных жизненных обстоятельств, сознательно предпринимает те или иные действия в процессе оказания ему индивидуальной помощи, понимает их последствия.
Свои встречи и занятия я часто называю «Работа с сопротивляющимся подростком». Действительно большинство подростков по своей природе склонны к сопротивлению. Просто одни честнее других и проявляют его более открыто. Если подросток покладист и с самого начала готов к полноценному сотрудничеству, то, скорее всего, он стремится представить себя в более выгодном свете. Сопротивление — замечательная вещь. Для меня это означает уважение к собственному «Я». «Почему я должен доверять этой женщине, если мне ничего о ней не известно?», «Почему я должен раскрываться и демонстрировать ей свои самые сокровенные чувства?». Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста подростка, самопознания, самораскрытия, повышения самооценки, а также условия для принятия подростком ответственности за себя, за принятие решений и свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Как начать беседу с подростком? Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Трудно переоценить значимость семьи в жизни подростка. Нарушения взаимоотношений в семье приводят к сложностям и трудностям социализации подростков, способствуют негативным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Важной задачей индивидуальной работы, встающей перед психологом, является гармонизация взаимоотношений с родителями, развитие эмоциональной устойчивости подростка, обучение выражению собственного гнева, негативных эмоций и всей негативной ситуации приемлемым способом.
В последнее время все чаще отмечается значительный рост числа подростков, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Подростки «группы риска» не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, имеют низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации. Подростков одолевают противоречия. В глубине души они испытывают одни чувства, а окружающим показывают другие. Развитие позитивного отношения к школе, повышение мотивации, формирование личностного смысла учения, воспитание воли, гармонизация взаимоотношений с родителями – вот те задачи, которые я ставлю в своей работе с подростками. Прежде чем пытаться решить какие-либо терапевтические задачи, необходимо построить отношения с подростком. Моя позиция основана на искренности, я не выражаю суждений, не пытаюсь манипулировать. Я стараюсь принимать ребенка без каких-либо предварительных оценок. Поэтому такой подход обычно позволяет мне довольно быстро установить эти важные Я—Ты-отношения».