Два Ивана

Среди торговых людей Симбирска ходило в былые времена предание о том, что толчок к промышленной деятельности богатых симбирских купцов Твердышевых дал сам царь Петр Великий. Довелось как-то царю переправляться через Волгу в окрестностях Симбирска. Гребцами на его лодку приставили трех братьев Твердышевых — Ивана, Якова и Петра. По обыкновению своему, царь разговорился с ними, и они показались ему людьми бойкими и смышлеными. Россия в ту пору крайне нуждалась в своей металлургической промышленности, и Петр предложил Твердышевым отправляться на Урал и заняться горным делом, подобно известному Демидову.

— Денег нет, государь, — пожаловались Твердышевы. — А без денег такое дело не начнешь. Тогда Петр распорядился дать братьям 50 рублей, с которых всё и началось. Вероятнее всего, это просто легенда, хотя и приводилась она в сочинениях историков и даже в дореволюционном «Русском биографическом словаре» А вот что известно из архивных документов.

В первой половине 18 века в Симбирске на центральной улице города — Большой Саратовской — стоял старинный особняк. Принадлежал он купцу Борису Твердышеву, а после его смерти достался сыну Ивану. Оборотистый и хитрый Иван Борисович наловчился в торговле ещё при жизни отца, быстро обогнав старших братьев Якова и Петра. Он скоро сделался богатейшим купцом Симбирска. Торговал мясом в своих лавках, но более всего приумножили его капиталы торговые обороты в Оренбурге. Губернский Оренбург в те годы быстро рос и застраивался, становясь настоящей столицей огромного, но ещё слабо заселенного края. Хороших проезжих дорог туда ещё не было. Любая поездка была сопряжена не только с трудностями, но и с опасностями от лихих людей. Но Твердышева трудности не пугали. Смекнув, что на поставке провианта в Оренбург можно нажить немалые барыши, Твердышев первый взялся за это дело, сопряженное с известным риском. Он стал спешно заготавливать и отправлять в Оренбург пшеницу и овес, гнал в далекие степи гурты скота. Расширялась его торговля, росли капиталы. Сам оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев, видя такое старание купца, удостоил его своим дружеским расположением. И когда Твердышев, которому слава и богатства знаменитых Демидовых не давали покоя, решил тоже вложить свои капиталы в горнозаводскую промышленность, Неплюев ходатайствовал за него перед Берг-коллегией, написав туда, что Твердышев «ко высказыванию руд ревность показывает и в некоторых местах через старание свое новые рудные признаки отыскал». В 1743 году Твердышев подал прошение о передаче ему медеплавительного завода близ Табынска, который бездействовал. И хотя с подобной же просьбой годом раньше обращался Акинфий Демидов , губернатор поддержал Твердышева, и Берг-коллегия решила дело в его пользу. Но пускать в ход этот завод Иван Борисович не стал. В девяноста верстах он построил на реке Тор новый медеплавильный завод, найдя для него более удобное место, и назвал этот завод Воскресенским. Так в 1744 году началось развитие медеплавительного дела в Оренбургской губернии в течение двух десятилетий Твердышев с братьями и еще одним симбирским купцом и промышленником Иваном Семеновичем Мясниковым, который приходился им близким родственником, так как был женат на их родной сестре Татьяне Борисовне, вслед за Воскресенским основали еще четыре медеплавителных завода — Преображенский, Богоявленский, Архангельский и Вехоторский. А, разведав богатейшие железорудные месторождения Бакала, компанейщики решили строить и железоделательные заводы. В сентябре 1754 года Твердышев обратился в Берг-коллегию с просьбой о строительстве «железовододействумого» завода на реке Катав, «внутри Башкирии» на земле, которую он купил у башкирских старшин — вотчинников Трухменской волости .В соответствии с императорским Указом, который был подписан 23 мая 1755 года два компаньона, два Ивана — Твердышев и Мясников и приступили к строительству нового завода, который не зря именовался в то время «железовододействуемым». Единственной силой, которая могла приводить в действие воздуходувные меха доменных печей и кричные молоты, на которых шла перековка выплавленного из руды чугуна в железо, была сила падающей воды, а проще сказать — мельничное колесо. И совсем не случайно строительство завода начиналось с сооружения плотины на облюбованной реке и образования заводского пруда. Река и имена владельцев дали новому заводу имя — Катав-Ивановский.

5 октября 1757 года первая домна Катав-Ивановского завода была запущена в действие и выплавила первый чугун. Но ещё до этого заводчикам стало ясно, что восемь кирпичных молотов, построенных на заводе по их приказу, перековать на железо весь чугун будут не в состоянии, а на дополнительные молоты в реке Катав не хватит воды. Тогда и было обращено внимание на быструю и своенравную реку Юрюзань или Джирьюзень, как выговаривали башкиры. Вначале здесь решено было строить только пильную мельницу для распиловки бревен на строительство. Но затем заводчики решили строить возле этой плотины и молотовый завод, на котором бы перековали в железо чугун Катав-Ивановского завода. Весной 1758 года Твердышев и Мясников обратились в правительствующий сенат с просьбой, чтобы «повелено было при зачатой строить на речке Юрюзань плотине сделание молотов позволить». Просьба заводчиков была удовлетворена. В указе правительствующего сената, подписанном и скрепленном печатью дочери Петра Первого императрицы Елизаветы Петровны 6 ноября 1758 года говорилось…

«…приказали по тому его асессора Твердышева прошению при вышеозначенной, зачатой им обще с товарищем его Мясниковым в Оренбургской губернии строением на речке Юрюзане плотине для перековки чугуна в железо от 10 до 15 молотов или более, сколько та речка поднять может, сделать дозволить». Так по соседству с Катав-Ивановским заводом возник ещё один «железовододействуемый» завод, которому по аналогии река и имена владельцев дали название Юрюзань-Ивановск.

В январе 1762 года Твердышев обратился с челобитной к новому царю Петру Третьему и попросил разрешить построить домну и на Юрюзань-Ивановском заводе, чтобы избежать лишних расходов на перевозку руды с Бакала на Катав-Ивановский завод и чугуна из Катав в Юрюзань.

8 февраля Берг-коллегия своим указом разрешила заводчикам строить домну. А через год, в марте 1763 года, в Берг-коллегию в Оренбургского горного начальства поступил рапорт, в котором сообщалось ,что домна «совсем построена и сего года февраля 24 числа углем засыпана, а 25 числа оного февраля с Божьею помощью меха пущены и началось действие выплавкою чугуна».

С каждым годом увеличивался выпуск чугуна и железа на Катав-Ивановском и Юрюзань-Ивановском заводах. По архивных данным в 1763 году два завода произвели 123 294 пуда железа. В 1764 году было выковано уже 151 033, а в 1766 году — 298 729 пудов и 8 фунтов. Продукция Катавского и Юрюзанского заводов стала завоевывать отечественный рынок и даже отправляться за рубеж, тем более, что железо это было отменного качества.

Вслед за Катав-Ивановским и Юрюзань-Ивановским заводами Твердышев и Мясников основали в горах Южного Урала по берегам быстрых и стремительных рек ещё несколько железоделательных заводов. В мае 1759 года на берегах Сима по указу Берг-коллегии был основан Симский завод. В июле 1762 года — Белорецкий. В 1779 году был пущен в действие небольшой молотовый завод на берегах речки Минки, правого притока Юрюзани. И здесь же раскинулась деревня Минка, существующая и в наше время. Отдельно следует сказать об Усть-Катавском заводе, выстроенном при впадении Катава в Юрюзань. До сих пор считалось, что Усть-Катавский завод был основан Твердышевым и Мясниковым одновременно с Юрюзань-Катавским — в 1758 году. Автору этих строк довелось самому стать свидетелем того, с каким подъемом и торжеством отметили заводы — соседи в 1958 году свое юбилейное двухсотлетие. С1758 года начинает свою историю Усть-Катавский вагоностроительный завод и город Усть-Катав.

Однако, Александр Федорович Мукомолов в своем капитальном труде «На южно-уральских заводах», вышедшем в Москве в издательстве «Территория» в 2001 году ,честно признал, что, несмотря на все старания, точную дату основания Усть-Катавского завода ему обнаружить пока не удалось. По мнению историка — краеведа, строительство в Усть-Катаве началось с сооружения пристани на реке Юрюзани. А это могло произойти только после того, как начали делать кричное железо на Юрюзань-Ивановском и Симском заводах. Первый же барочный караван с семьюдесятью тысячами пудов железа был отправлен по реке Юрюзань только в апреле 1763 года. До этого же чугун и железо не вывозились, а использовались для собственных заводских нужд. Таким образом, по мнению А. Ф. Мукомолова, вопрос о точной дате основания Усть-Катава остается открытым.

Леонид Сурин

Яндекс.Метрика