Долги по ЖКХ в Челябинской области превысили 6,5 млрд рублей: как выбраться из кризиса
16 декабря в Челябинске состоялась конференция, посвящённая проблемам в сфере ЖКХ
В ней приняли участие представители областного правительства, крупнейших ресурсоснабжающих организаций региона и приглашенные эксперты. Участники обсудили причины роста задолженности коммунальных предприятий, последствия для региона и возможные пути выхода из кризиса, сообщает пресс-служба ООО «Уралэнергосбыт».
Проблема задолженности в сфере ЖКХ — одна из самых острых в Челябинский области. Суммарная задолженность этих предприятий за топливно-энергетические ресурсы превысила 6,5 млрд рублей. Эффективность хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы никто не контролирует, многие находятся в стадии банкротства. Такая ситуация угрожает надёжности электро-, тепло- и водоснабжения населения, стабильной работе ресурсоснабжающих организаций и требует поиска возможных путей выхода из кризиса с привлечением всех заинтересованных сторон.
Поставщик электроэнергии на Южном Урале — «Уралэнергосбыт» сообщил, что сумма просроченной дебиторской задолженности по юридическим лицам составляет 3 млрд и ежемесячно прирастает.«Только за десять месяцев текущего года прирост составил порядка 0,7 млрд рублей. Самым проблемным сегментом являются предприятия ЖКХ, их составляющая в общем долге — 1,3 млрд руб. Основные должники — это организации, которые занимаются тепло- и водоснабжением населения по всей территории области. В списке должников как муниципальные, так и частные предприятия. Среди них есть такие, кто не платил за энергоресурсы в течение нескольких лет, продолжая потреблять большие объёмы электроэнергии. Воздействовать на подобных должников достаточно сложно, в ста процентах случаев это социально-значимые объекты, отключение которых приведёт к неблагоприятным последствиям для населения. Ряд предприятий уже находится в стадии банкротства, соответственно, взыскать задолженность с них крайне проблематично, а продолжать осуществлять поставку электроэнергии гарантирующий поставщик обязан по закону», — прокомментировал генеральный директор ООО «Уралэнергосбыт» Александр Батраков.
Как отметили участники круглого стола, проблема в целом характерна для всех регионов страны, однако уровень расчётов за электроэнергию предприятий ЖКХ Челябинской области значительно ниже среднего по РФ. Если в соседней Тюмени — это 100%, в Курганской области — 93%, то в Челябинске средний сбор составляет порядка 82%. Областные дотации не покрывают и десятой части всех долгов ЖКХ за ресурсы. Опыт других регионов показывает, что решение проблемы возможно только при участии всех заинтересованных сторон, прежде всего, областного правительства.
«Проблема на самом деле весьма тяжёлая, можно социально-экономические корни искать. Но, тем не менее, у нас есть муниципалитеты, условно говоря не богатые, а задолженности там нет, что говорит о том, что нужно, в том числе, и наводить порядок и технически, и идеологически, и административно-хозяйственно», — отметил заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль.
В качестве вариантов разрешения сложившейся ситуации гарантирующим поставщиком были вынесены предложения проведения детального анализа финансово-экономической деятельности крупнейших неплательщиков региона, а также привлечение предприятий ЖКХ в единый информационно-расчётный центр. Такое решение позволит обеспечить прозрачность денежных потоков в сфере ЖКХ, повысить собираемость средств и уровень клиентского сервиса при сокращении издержек этими предприятиями.
Идею поддержал приглашённый эксперт мероприятия — заместитель председателя правления по юридическим вопросам «Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» Рустам Гайфутдинов. Он отметил, что проблема долгов в сфере ЖКХ за ресурсы актуальна для всех ресурсоснабжающих организаций страны уже много лет. Несмотря на все предпринимаемые меры, пока не получается переломить тенденцию. Ежегодно происходит увеличение задолженности за все виды ресурсов. «Практика показывает, что внедрение единых расчётно-информационных центров (ЕРИЦ) — это, действительно, действенный инструмент, — прокомментировал он. — В качестве последнего примера можно привести республику Татарстан, которой буквально за два года удалось при поддержке правительства организовать по всей республике создание ЕРИЦ. Сейчас 80% потребителей ресурсов там платят за все виды коммунальных ресурсов через ЕРИЦ, и в целом в республике нормальная ситуация с платежами. Первыми в России эту практику применили Московская и Ленинградская области. В первую очередь этот механизм удобен для самих потребителей, это связано с тем, что появляется единая платежка и единое окно для решения всех вопросов ЖКХ».