Сохранить наскальные рисунки в Игнатьевской пещере поможет ученый из Андорры
Специалиста по сохранению наскальной живописи удалось буквально в последний день перед его отъездом на родину привезти в Игнатьевскую пещеру, чтобы он осмотрел ее уникальные рисунки и дал свое экспертное заключение — возможно ли очистить их от многолетней копоти и сохранить для потомков.
Эудалд Гуиламед живет в Андорре, маленьком государстве между Францией и Испанией. Он настаивает на том, что не француз, а каталонец, но все общение с ним проходило на французском языке с помощью переводчицы Лилии. Уже три года он работает в соседней Башкирии. Один раз в год около месяца он проводит в каповой пещере Шульган-Таш, где уже полностью очистил своды от граффити туристов и поработал над сохранением древних наскальных рисунков.
О том, что европейский специалист трудится в Башкирии, узнали ученые из Уральского отделения Российской академии наук. Старший научный сотрудник сектора археологии каменного века института археологии Владимир Широков и пригласил Эудалда в нашу пещеру в надежде, что каталонец возьмется за ее восстановление.
Сам Владимир Николаевич был одним из тех первых исследователей Серпиевской пещеры, которые в 1980 году обследовали ее и обнаружили наскальные рисунки. К слову скажу, что рисунки в Каповой были найдены только 20 лет спустя после того, как открыли их в Игнатьевской. Он неоднократно повторял и защищает свое мнение перед ученым сообществом, что изображения в Игнатьевской пещеры однозначно принадлежат к эпохе палеолита (кое-кто пытается умалить их значение), то есть сделаны около 2,5 млн лет назад.
Справка «Авангарда»
Палеолит — древнейшая история человечества, это самый продолжительный период каменного века, который начался около 3 млн лет назад и длился вплоть до 12 тысяч лет назад. За ним начался голоценовый период. Главная черта палеолита — эволюция людей: от животного к первобытнообщинному строю.
Целой делегацией наш район встречал месье Гуиламеда. Его привезли к нам башкирские ученые во главе с директором Научно-производственного центра по охране культурного наследия Республики Башкортостан Даниром Гайнуллиным. Владимир Широков с коллегой по институту, первый заместитель главы района Алексей Захаров, начальник отдела по туризму Александр Решетов, сотрудники учреждения «Особо охраняемые природные территории», которые работают в Серпиевском заказнике, корреспонденты «Авангарда» и «Авангард ТВ», пресс-секретарь главы района — всем нам было очень важно услышать заключение европейского специалиста. Перед отправкой на УАЗиках на место иностранцу провели экскурсию по школе Серпиевки. Он не ожидал увидеть настолько современную школу в селе.
Когда же мы все-таки добрались по ухабам и буеракам до пещеры, Владимир Широков немного ввел месье Гуиламеда в курс дела, рассказал об истории обнаружения рисунков, о их датировке.
— У моего преподавателя был целый список пещер, в которых он мечтал побывать, — говорит Виктор Николаевич. — И вот мы, еще студенты, втроем, в 1980 году отправились по реке Сим на лыжах от Серпиевки и высматривали на скалах древние изображения. К вечеру пришли ко входу в эту пещеру, обессиленные, поднялись наверх, тогда никакой лестницы здесь еще не было. Съели огромный кусок мяса и пошли работать. Когда на стенах пещеры мы обнаружили рисунки, нашей радости не было предела. Вокруг Игнатьевской пещеры есть около десяти археологических памятников. Только один из них датируется эпохой финального палеолита, есть памятники бронзового и железного века, кратковременные стоянки древних людей. Возможно, эта пещера притягивала людей для совершения каких-либо ритуальных действий и в послепалеолитическое время. Но артефакты этого времени концентрируются только во входной части. В большом зале и дальнем гроте нет артефактов голоцена (см. «Справку «Авангарда»).
Рассказал Владимир Широков и о нерукотворной иконе, которая притягивает сюда огромный поток паломников и туристов.
— В 1992 году мы с голландским фотографом впервые снимали пристеночный сталагмит, похожий на образ Богоматери с младенцем, на цветную пленку. Образ слегка подработан, это хорошо было видно на кадрах. Поперек туловища фигуры идет надпись «1910 год». А в одном из гротов есть надпись «Мир праху твоему. Некто», и нарисован крест. Ради этого религиозного символа приезжают сюда со всей страны. Люди думают, что пещера поможет им исцелиться, побороть бесплодие, — объясняет Эудалду Широков.
— Все эти недоказанные факты подпитываются «левыми» экскурсоводами, которые в обход визит-центра собирают экскурсии и везут их сюда, рассказывают туристам неимоверные легенды, — говорит Наталья Литвиненко, специалист ОГУ «Особо охраняемые природные территории» Челябинской области, экскурсовод визит-центра в Серпиевке. — Нас сейчас спасает то, что районные власти выделили деньги на установку второй решетки. Ее сделали из мощной арматуры. А первая решетка, вы посмотрите, вся искорежена, выгнута. Порой людей не интересует сама экскурсия по пещере, им целенаправленно нужно попасть в дальний зал к нерукотворной иконе. Мы пытаемся убедить их, что это запрещено, что даже наше пребывание в пещере, выдыхаемый воздух, бактерии, которые мы несем на своей обуви в пещеру, — все это убивает ее, губительно влияет на микроклимат. Но вера в чудодейственную силу пещеры сильнее наших увещеваний.
— По данным лабораторных анализов, сделанных здесь сотрудниками МГУ, доказано, что некоторые микроорганизмы, которые есть в пещере, представляют огромную опасность для здоровья человека, — поддержал беседу Широков.
Кому интересно, что здесь был Вася?
Первое, на что невольно обратили внимание все участники обследования пещеры, — граффити повсюду, даже в труднодоступных, казалось бы, местах, высоко на входной части в пещеру.
— Гиляева, Нозгина, Чернова — дак это ж те самые люди, что и у нас в пещере писали! Каждого знаю, как родного, — воскликнул один из сотрудников башкирского центра охраны культурного наследия.
Оказалось, что эти же фамилии почти все в точности начертаны были и на стенах каповой пещеры в Башкирии! Наши соседи взялись фотографировать надписи на сводах Игнатьевской, чтоб показать дома коллегам. Это что какой-то обязательный туристический ритуал новейшего времени? Невежественный! Вандалистский! Лишенный какой-либо культуры и малейшего понимания нанесенного вреда! Почему вы, туристы, думаете, что обязательно все должны знать что «здесь был Вася»?! Многие из вас ведь приходят к пещере именно за исцелением и поклонением святому старцу, почему же вы плюете в тот колодец, из которого пьете жизненную силу?!
Мы поинтересовались у Эудалда, в Европе туристы тоже оставляют надписи на памятниках архитектуры, в пещерах? Он ответил, что да, такое явление наблюдалось и в развитых странах, но только до 50—60-х годов. Потом за культурное наследие древних взялось правительство, объекты стали закрывать для посещения, проводить консервацию и восстановление, разработаны системы штрафов, поэтому туристы начали вести себя более цивилизованно. На дворе 2017 год, а нам только предстоит всерьез заняться проблемой вандализма в Игнатьевской пещере.
Некоторые «шедевры» уже не даже древней живописи месье Гуиламед сфотографировал для своей коллекции граффити.
Чтобы сохранить, нужно изучить
Долго и внимательно вся наша делегация рассматривала наскальные рисунки внутри пещеры. Широков подробно показывал и описывал каталонцу каждый из них. В некоторых местах изображения уже плохо различимы. Мы все заворожено слушали и удивлялись тем фактам, о которых узнали впервые. Каждый, кто хоть раз посещал Игнатьевскую, или вообще слышал о ней, знает, что на стенах внутри есть изображения мамонта, лошади, человечка (хотя у него нет конечностей, и это, как объяснили ученые, совсем не человечек). Но в пещере оказалось настолько много рисунков, мы этого просто не ожидали. Некоторые видны достаточно хорошо, когда на них указали специалисты, а вот другие, к сожалению, почти исчезли. На одних видны сколы верхнего гипсового слоя, который за многие годы образовался поверх древней краски. Другие же рисунки как будто стерлись от постоянной полировки. Месье Гуиламед поинтересовался у Широкова, что тот думает о причинах исчезновения изображений.
— Предполагаю, что именно эти несколько групп рисунков хорошо известны туристам, и чтобы сфотографироваться на фоне, люди увлажняют их мокрыми тряпками. Ведь когда рисунок влажный, его лучше видно, — предположил Владимир Николаевич.
Особенное впечатление на иностранного специалиста произвел дальний грот. Но не сталагмитовой Мадонной (так звучит на французском), а обилием рисунков на потолке зала. Там помимо рисунков, нанесенных охрой, есть и черные изображения. Вообще, в Игнатьевской все еще продолжают открывать новые древние начертания.
— Накануне мы работали здесь, в дальнем зале, фотографировали рисунки для создания 3D-изображения, чтобы уже в институте с помощью новейших программ изучать их, измерять и тому подобное, — рассказывает Владимир Широков. — И когда генераторщик настраивал свет, случайно заметил черное изображение. После этого мы стали уже среди копоти обращать внимание не только на красные рисунки, но и искать черные.
Комментарий
Эудалд Гуиламед,
специалист по сохранению наскальной живописи эпохи палеолита
В большей части пещеры посетители оставили следы своего пребывания, потому что граффити очень много, а последний, дальний зал сохранился в достаточно хорошем состоянии. Там очень интересные наскальные рисунки. Прежде чем браться за их консервацию, нужно провести много тестов, сделать анализы скальной основы, изучить климат пещеры, влияние посетителей и так далее, это обычные исследования для всех пещер мира. Работа достаточно деликатная, но проделать ее можно. Есть граффити, которые достаточно легко расчистить, а нанесенные масляной краской нужно убирать при помощи растворителей, поэтому надо знать, как на них отреагирует пещера. Расчистка граффити, копоти, вообще-то, мне совсем не интересна, мне важно сохранить рисунки, но куда деваться, делаем и это. Необходимо разработать целый проект по консервации рисунков. В Шульган-Таше, например, когда мы только начинали работу, думалось, что невозможно осилить такой большой объем работы, но в итоге ее очистили почти полностью, вид пещеры изменился кардинально.
— Теперь мы будем ждать реакции месье Эудалда Гуиламеда, он человек пожилой, поездки в Россию даются ему нелегко. Тем не менее, предварительно он сказал, что мог бы дирижировать работами по расчистке стен пещеры. Но для этого нужно полностью закрыть ее для посетителей, хотя бы на время проведения работ, — подвел итоги экскурсии Владимир Широков. — Мы, конечно, настаиваем на необходимости ее закрытия хотя бы на время исследовательских и реставрационных работ. А потом можно создать масштабные копии большого и дальнего залов с наскальными рисунками, чтобы направить интерес туристов на них. Пещера должна быть доступной только для научного сообщества.
Естественно, работать заморский ученый будет не бесплатно. Финансирование масштабного проекта реконструкции Игнатьевской пещеры, скорее всего, ляжет в основном на плечи областного бюджета. Вопрос еще слишком сырой, чтобы что-то утверждать окончательно. В любом случае руку на пульсе постоянно держит руководство Катав-Ивановского района и всеми силами пытается продвигать все позитивное, что поможет пещере исцелиться от вмешательства всех нас.
— Мы плотно сотрудничаем с «Особо охраняемыми природными территориями», с руководителем учреждения Александром Лагуновым, и с комитетом госохраны памятников культуры, с Александром Баландиным, — говорит Александр Решетов. — Вместе, я думаю, мы сможем сохранить пещеру для потомков.
Пока же посещение Игнатьевской ограничено двумя экскурсиями в день по 15 человек в каждой. Напомним, что в Серпиевке оборудовали специальный визит-центр, который оформляет и организовывает экскурсии, контролирует поток туристов. Реализация программы экологических троп началась с открытия первой, так называемой Малой экотропы. В 2018 году, по предварительным данным, планируется открытие еще двух троп.
— В летнее время от 60 до 100 человек проходили через визит-центр, с наступлением зимы поток уменьшился. Последняя экскурсия у нас была в 20-х числах ноября, — подытоживает Наталья Литвиненко.
После такого насыщенного информацией дня все мы разъехались уже в сумерках. На развилке дороги у Аратского мы попрощались с екатеринбургскими учеными и месье Гуиламедом. Это был его последний день в России в этот приезд, и после встречи с нами он направился прямиком в аэропорт.
Факт
Игнатьевская пещера находится в списке претендентов на вхождение под защиту ЮНЕСКО.