А вы давали друзьям деньги в долг? Поучительная история…
Эта история произошла со мной несколько лет назад, но до сих пор не дает мне покоя. Вроде бы и забыть давно пора, но как-то не по себе. Может быть, журналисты или многочисленные читатели «Авангарда» развеют мои сомнения, как правильно было себя повести в той ситуации? А дело было так.
— Ко мне сегодня Димон заезжал», — сказал Данила во время ужина.
Дима — его лучший друг. Недавно он в очередной раз развелся и теперь жил в съемной квартире далеко от нас. Мы его редко видели…
— У бедняги снова проблемы, — отложив вилку, продолжил Данила. — Представляешь, первая жена требует у него у денег на новый компьютер для сына, а вторая настаивает, чтобы он погасил остатки кредита за машину, которую он купил ей в подарок за полгода до развода.
— Н-да, не позавидуешь твоему другу. Разорится он, пока разберется со своими бывшими женушками! — хмыкнула я. — И если Марина тянет с него, можно сказать, по мелочевке, то Наталья уж точно все возьмет сполна! Сожрет эта пиранья нашего Димона и не подавится.
— Вот именно, — кивнул муж. — А главное — обе шантажируют его тем, что не будут позволять ему встречаться с детьми. А у Димона, как назло, сейчас финансовые трудности. Налоговики вчера наехали…
—Опять?! Ну, это уже ни в какие ворота! Недавно ведь у него была проверка!
— Вот-вот! Как говорится, одна беда не ходит. Попал Димка как кур в ощип.
— Ну ты сильно-то его не жалей! — фыркнула я. — По большому счету, твой кореш сам в своих семейных проблемах виноват. Надо же — дважды жениться и оба раза вляпаться в такое дерьмо. О чем он только думал?
— Ну, ты же знаешь, какой он тюфяк. Всех жалеет, всем верит… Его любая смазливая бабенка может вокруг пальца обвести.
— Угу… — насмешливо покивала я. — Будем надеяться, что он это учтет, когда будет искать жену в третий раз.
— Ты что! — замахал руками Данила. — Димка теперь слышать о браке не хочет. Сейчас для него главное — не потерять возможности видеться с детьми, ведь он их очень любит. Поэтому мы должны протянуть ему руку помощи.
— То есть? — напряглась я.
— Одолжить денег. Тем более что на нас как раз свалилось наследство… Услышав последнюю фразу, я вознегодовала. Так вот он куда ведет!
— Ну, уж нет! Во-первых, на нас с неба ничего не сваливалось. А деньги за бабушкин дом, которые отдала мне мама, сейчас нам самим нужны. Ведь у нас на носу капитальный ремонт.
— Начнем немного позже, — невозмутимо сказал муж, — время терпит.
— Нет, не терпит! По крайней мере, можно уже материалы покупать.
— Успеем с материалами… Катя, пойми, Димке ведь больше не к кому обратиться. И потом, он столько хорошего для меня сделал. Да я просто обязан его выручить!
— А я считаю, что если люди хотят сохранить хорошие отношения, то не будут одалживать друг у друга денег. Каждый должен научиться самостоятельно, справляться с подобными проблемами.
— Но он обещает вернуть долг через три недели! Не позже первого числа!
— Какая разница, какого числа! Я же сказала: нет! Запомни: деньги — это зло. Моя мама всегда говорила: «Или дружить — или денег одолжить!» Советую тебе эти слова не забывать.
— Поздно… — Данила вздохнул. — В общем, я уже дал ему деньги…
— Как дал?! — взорвалась я. — Вот свинство! Значит, ты сам принял решение, а меня просто поставил перед фактом?!
— Ну, прости. Конечно, нужно было сначала с тобой посоветоваться, но я подумал… Короче, мне казалось, что ты не сможешь отказать Диме… Ты же к нему так хорошо относишься…
— Относилась, — прошипела, кипя от злости. — А теперь слушай внимательно. Если твой друг не сдержит свое обещание и не вернет деньги в срок, тебя ждут большие неприятности. Очень большие. Да и его тоже…
Первого числа я весь день чувствовала себя как на иголках. И вообще за эти три недели чего только не передумала. Несколько раз просила мужа позвонить другу и спросить, решились ли у того финансовые проблемы, но Данила в ответ на это только раздраженно плечами пожимал:
— Чего я должен его об этом спрашивать? Чтобы он подумал, что я жлоб или ему не доверяю? Сказал — не позже первого, стало быть, в этот период и отдаст. Димон — человек слова, так что не дергайся!
Дальше можно было не слушать. Я лишь махала рукой и шла в ванную, чтобы принять душ и хоть как-то успокоиться.
И вот сегодня настал крайний срок, а от Димы ни слуху, ни духу. Я раз восемь в течение дня звонила мужу с одним и тем же вопросом о деньгах, пока он не разозлился и не заорал:
— У тебя что, дел нет?! Сама не работаешь и другим не даешь! А у меня, между прочим, каждая минута на счету. Так что хватит названивать мне каждые полчаса. Если что-то случится, я сам тебе позвоню.
Я, молча, отключила трубку, мысленно пообещав себе, что из принципа теперь не отвечу на его звонок. Будет знать, как голос на меня повышать. Грубиян!
Как назло, вовремя смыться с работы не удалось, потому что в половине шестого шефу взбрело в голову провести совещание. И промурыжил он нас почти до восьми часов. А в завершение сообщил, что в среду к нам должны нагрянуть партнеры из другого региона, поэтому кое-кому придется срочно подготовить кое-какие бумаги. Кое-кто — то я и моя подруга Людмила. В общем, стало ясно, что придется изрядно поднапрячься… Домой я возвращалась усталая, голодная и злая. Минут двадцать мерзла на остановке, ожидая маршрутку. Вдруг рядом притормозила новехонькая иномарка.
— Привет, Катюха! — услышала знакомый голос и обалдела: за рулем сидел Дима. — Я еду к себе в магазин. Если хочешь, могу тебя домой подбросить.
— Подбросить, говоришь? — переспросила я, разглядывая шикарную машину. — А что это у тебя за машина?!
— Нравится? — он хвастливо прищурился. — Только вчера купил! Даже обмыть, еще не успел. Столько дел сразу навалилось…
Меня даже затрясло от злости.
— Так вот зачем тебе нужны были деньги! Ну и аферист! Не стыдно?!
— Да ты что, Кать? У меня и, правда…
— Не выкручивайся, я тебя раскусила! Совести у тебя нет, Дима! Наплел Даниле про какие-то проблемы. Про жен, про налоговую… А мой олух и уши развесил. Распереживался: «У меня друг в беде, нужно протянуть ему руку помощи…» И протянул. Ремонт меня уговорил из-за тебя отложить. А ты… Ты… Вон машину себе какую купил, а долги отдавать, как видно, не собираешься!
— Но я вовсе его не обманывал. Просто мне удалось взять… — Дима попытался оправдаться, но я ему этого не позволила.
— Слушать ничего не желаю! — гневно закончила свою обвинительную речь. — И учти: если ты завтра же не вернешь деньги, то все наши общие знакомые и друзья узнают, какой ты «порядочный» человек. Ясно?
Не дожидаясь ответа, я захлопнула дверцу микроавтобуса и побежала к подошедшей на остановку маршрутке. «Каков наглец! — думала по дороге домой. — Нет, не зря от него обе жены сбежали. Видно, он тот еще фрукт. А Данила его еще и жалеет. Последнюю рубашку для друга готов отдать. Тот теперь на «мерсе» разъезжает, а мы должны лапу сосать! Где справедливость?!»
— Угадай, кого я встретила, — сказала ехидно, как только вошла в квартиру.
— Димона? — улыбнулся в ответ муж.
— Точно… Постой, а откуда ты знаешь?
— Догадался. Кстати, он деньги привез. И еще кое-что… Сказал, что лично для тебя… Сейчас!
Метнувшись на кухню, муж принес огромный букет белых роз и бутылку моего любимого коньяка.
— Там еще здоровенный торт и всякие вкусности. Целая корзина. А еще Димка пригласил нас, чтобы обмыть свою… — взглянув на меня, Данила запнулся. — Кать, что-то случилось?
— Случилось, — прошептала я, потом опустилась на корточки и закрыла ладонями пылающее огнем лицо. — Господи, ну почему ты мне сразу не позвонил?
— Я звонил, но ты почему-то не отвечала. А что?
— Что?! Я человека напрасно обидела…