Школа жизни «Вымпел»
Научить выживать в любых условиях: история Олега Болотнова, основателя ВПК «Вымпел».

Чёткие фразы. Ровный тон. Размеренные движения. Он без суеты отвечает на десятки детских вопросов — самые разные. О службе в армии, об основах рукопашного боя, о том, как разжечь костёр, как почистить автомат и открыть банку тушенки на привале. Олег Болотнов, руководитель военно-патриотического клуба «Вымпел», ветеран боевых действий, ветеран воинской службы, наставник сотни мальчишек и девчонок — и это только сегодня. За 25 лет, которые пролетели со дня основания клуба, сколько ребят было… Олег Геннадьевич помнит всех, кто пришёл к нему ещё ребёнком, пройдя целый путь становления как личности.
Детство
Олег рос обычным пацаном. Жил в Юрюзани, на ЮРЭСе. Ходил здесь в школу, пропадал на улице с друзьями, сбегал периодически в лес, в избушку, где жил по нескольку дней. Родные, конечно, волновались. И «получал» потом мальчишка за «самодеятельность», но, по большому счёту, взрослые всегда были уверены — Олег не пропадёт, растёт он самостоятельным, знает лес как свои пять пальцев.
Спорт
В середине 90-х, когда проходило взросление парня, он впервые услышал о запрещённых тогда боевых искусствах. Вдохновлённый, стал по крупицам собирать информацию. Это сейчас одним кликом в интернете можно получить всё, что необходимо. Тогда любые данные собирали по крупицам. Что-то в боевиках на видеокассете подсматривали, что-то в журналах проскальзывало. Одно было понятно — нужна хорошая физическая подготовка. Олег стал тренироваться у Сергея Рапая в спортзале ПТУ-21 (сейчас — ЮТТ). Там же С.А. Замятин назначил его старшим тренажёрного зала. В это же время состоялось одно знаковое для Олега Болотнова знакомство. В Юрюзань из Китая приехал Марат.
— Не помню, к сожалению, его фамилию, — рассказывает Олег Геннадьевич. — Его отец — китаец. Он приезжал в Юрюзань на завод — в советские времена специалисты обменивались опытом. Здесь иностранный гость познакомился с девушкой, завязались отношения, родился сын — Марат. Отец увёз его с собой в Китай, несмотря на сопротивление матери. Там отдал сына в Шаолиньский монастырь, где парень, в том числе, освоил ушу. В Юрюзань Марат приехал побыть с мамой и проститься с ней — женщина была смертельно больна.
Пока Марат был в Юрюзани, он учил нового знакомого тонкостям китайских боевых искусств.

Армия
После школы Олег пошёл учиться на автомеханика в ПТУ-21, после была армия. Это был 1998 год. Времена неспокойные, тревожные. Олег попал в разведку, был инструктором по рукопашному бою, много ему и бойцам-товарищам тогда дал их комбат.
— Он очень серьёзно нами занимался. Мы оттачивали рукопашный бой, занимались боевой подготовкой. Многим это потом жизнь спасло, хотя ранения, конечно, были. У меня их три, — вспоминает Олег Геннадьевич.
Служил Олег Болотнов в Чечне. Именно там, в горячей точке, он понял, как не хватает парням понимания того, что их ждёт в армии.
В 2000 Олег Болотнов вернулся из армии домой. Устроился на работу сначала на Приборостроительный завод Трёхгорного, потом пошёл на контракт в войсковую часть 3442 (в настоящий момент — на пенсии). Параллельно учился в ТТИ НИЯУ МИФИ (Радиоаппаратостроение), а после — в Рязанском педагогическом институте, где получил профессию тренера-преподавателя. Оба вуза окончил с красными дипломами.

Военно-патриотический клуб
Мысль о том, что парней надо готовить к армии, не покидала Олега Болотнова всю службу. А тут, в 2000-м, друзья обратились: «Олег, ты же занимался в секции с ребятами, может, начнёшь тренировки?».
— И я не стал откладывать всё в долгий ящик, — продолжает Олег Геннадьевич. — Начинание поддержали в клубе ЮРЭС, и 11 октября 2000 года мы провели первые тренировки в Военно-патриотическом клубе, который назвали «Вымпел» — так раньше называлась секция, где мы, мальчишки, играли в хоккей и футбол. Получилась своего рода преемственность.
— Легко набрали ребят?
— Да. Пришли знакомые, младшие братья и сёстры парней, с кем я занимался в секции. Мне во время становления очень друзья помогли. Они, кстати, тоже начали тренироваться. Потом начали приводить трудных подростков, тех, кто состоял на учёте. Правоохранители просили взять их под крыло.
Помню, на первых занятиях я рассказывал ребятам о Чечне, говорил, не дай Бог, чтобы им пришлось с оружием в руках быть на страже интересов Родины. По иронии судьбы, именно те, первые мои воспитанники, оказались в числе первых мобилизованных. Есть среди них погибшие, к сожалению. В память о них 14 ноября в клубе ЮРЭС организован турнир.

Бойцы-воспитанники
Те ребята, кто сегодня находится в зоне Специальной военной операции, довольно часто звонят и пишут Олегу Болотнову, благодарят за подготовку и школу жизни, которую прошли в ВПК «Вымпел».
— Парни, когда бывают в отпуске, приходят в клуб, проводят мастер-классы, принимают участие в организации походов, — говорит Олег Геннадьевич.
Походы
Это отдельная история в жизни клуба. В походы Олег Болотнов начал ходить с ребятами ещё до армии. В лес шли не отдыхать: осваивали тонкости маскировки, учились передвигаться так, чтобы оставаться незамеченными, устраивали «войнушки».
Сейчас эти походы стали более серьезными. Воспитанники ВПК живут в лесу несколько дней, с ними — выпускники клуба, действующие (в отпуске) или бывшие военнослужащие. Для детей разрабатывается целый сценарий: с «нападениями», «отражениями атак», тактическими заданиями. Ребята учатся стрелять из оружия, работать со снайперским оборудованием, различными прицелами.
Минувшим летом при поддержке администрации Юрюзани и Катав-Ивановского района состоялся один из крупных походов — на базе лагеря «Золотой родник». Его участниками стали более 100 мальчишек и девчонок. Здесь уже не обошлось и без помощи родителей.
— Как современные ребята реагируют на походные условия?
— Им интересно. Но при этом, в отличие от сверстников 2000-х, многие не умеют делать элементарных вещей. Учимся не только разводить костер, но и банки консервные открывать, перекусы себе готовить. Некоторые впервые зубы чистят не электрической щеткой, а обычной. Походную баню ребята для себя открывают. А еще в первые дни большинство «ломает» без интернета. Но потом ничего, привыкают.
— Родители отмечают изменение в поведении детей после походов?
— Да, говорят, что самостоятельнее становятся дети. Некоторые дома готовить начинают, по дому что-то делают.
— Вы воспитываете дочь и сына, они в лесу чувствуют себя как рыба в воде?
— Не пропадут, это точно. Дочь сейчас учится в институте, у нее времени не хватает на походы. А сын, да, всегда принимает участие в походах и многое умеет. Он и на тренировках часто со мной, на второй детский спортивный разряд по рукопашному бою сдал.
К слову, наш военно-патриотический клуб относится к детской спортивной юношеской школе г. Челябинска. В Юрюзани находится филиал ГБУДО «ОДЮСШ». Благодаря, в том числе, проекту «Успех каждого ребенка», мы обеспечены кимоно, татами, матами, мячами, другим инвентарем. Это, конечно, большое подспорье. Важно и другое: что ребята получили возможность защищать разряды, это стимулирует их.
— Олег Геннадьевич, но ведь организация тех же походов требует дополнительных ресурсов…
— Нас поддерживают и в администрации Юрюзани, и Катав-Ивановского района, депутаты. Представители бизнеса не остаются в стороне, когда нужна помощь. Как я говорил, выпускники-военнослужащие помогают. Родители, если есть необходимость, сразу откликаются. Это очень ценно.
Главная цель
— Как бы Вы сформулировали свою главную задачу?
— Научить ребят выживать в самых разных условиях. Мы никогда не знаем, какие «сюрпризы» подкинет нам судьба. И иногда знания, не только чисто военные, но и такие, как выживание в лесу, основы тактической медицины, спасают и самого человека, и тех, кто находится рядом.
Автор: Татьяна Селезнёва


