Две судьбы связали лоскутки

— Много лет я проработала в Юрюзанской средней школе №1. Главным достоянием и заслугой любого учителя являются ученики. Я очень благодарна им, что они не забывают своего учителя, приходят, пишут, звонят. Ведь именно с ними, моими Звёздочками, мы участвовали в конкурсах районного, регионального и российского уровня. Волновались вместе, переживали, плакали, когда что-то не получалось и радовались успехам. Я счастлива, что они окончили вузы, что они — успешные люди, работают. Всё у них сложилось прекрасно! А недавно у меня в гостях была Анна Глинская, которая в научное общество учащихся пришла подростком, была членом совета музея, занималась поисковой и лекторской работой, трудовую практику проходила тоже в музее. Получила не одну грамоту и медаль за свои творческие и научные работы. И мы сегодня вспоминали эти работы, написанные десять лет назад, а их собралось немало! Предлагаем первые её работы вашему вниманию, — говорит Наталия Плеханова, педагог ветеран, руководитель народного музея Юрюзани.

Моя бабушка — Элеонора Пантелеймоновна Глинская

Я часто прихожу к своей бабушке. Люблю слушать житейские истории про её детство, юность. Ведём неспешный разговор за чаем, я внимательно всматриваюсь в родное лицо. Бабушка в тёплой шали на плечах, сидит, облокотившись о спинку старого дивана, такая простая — в платочке и в самодельном, уже изношенном разноцветном платье из лоскутков. Таких платьев у неё огромное количество: домашние и на выход. Она всегда шила всё на себя сама, не привыкла носить дорогую одежду. Я много раз заставала её за работой. Как же все легко и плавно у неё получается! Она с точностью вымеряет размеры, а затем вырезает одинаковые треугольники и квадраты, потом сшивает. И ко всему она подходит творчески и со своим необычным вкусом. Я попросила рассказать её о лоскутном шитье, когда и как она этому научилась. Бабуля одобрительно кивнула, не спеша заварила кружку горячего чая, присела на своё любимое место и начала рассказ.

Родилась моя бабушка — Элеонора Пантелеймоновна Абелашвилли в 1939 году в городе Мытищи, под Москвой. Родители маленькой Эли расстались, когда ей не было и года. Отец уехал на родину — в Грузию, где у него была семья и дети. Её маме приходилось много работать, а девочка оставалась со своей бабушкой Полиной Дмитриевной, которая и занималась её воспитанием.

Когда началась война, в 1941 году женщин и детей из Подмосковья эвакуировали на Урал. Бабушке Эле тогда было всего два года. Она мало, что помнит об этом времени, так как была слишком мала. Но единственное, что врезалось в память — это постоянное чувство голода.

Привезли их в рабочий поселок — Юрюзань. Разместили по домам юрюзанцев. Маленькая Эля вместе с бабушкой, мамой и её сестрой с грудным ребенком поселились в крохотной кухоньке, спали на земляном полу. Мама Элеоноры сразу устроилась на работу на военный завод. И вновь её не было дома с утра до ночи.

Ещё в дороге, в поезде, маленькая Эля простудилась и получила двустороннее воспаление легких. Два месяца вместе с бабушкой они лежали в больнице. Девочка была очень ослабленной и плохо поправлялась. Но благодаря стараниям врачей и любви бабушки девочка выздоровела.

Самое страшное воспоминание из детства Элеоноры — это смерть её двоюродной сестры Милы. На улице стоял сорокаградусный мороз, четырехлетняя Эля проснулась от холода дома одна. Печь давно была не топлена, не было дров. Из люльки доносилось слабое всхлипывание ребенка. Это Мила замерзала. Элеонора пыталась её согреть, дышала на посиневшие личико и ручки девочки, прикрывала её своим телом, но это не помогало. Малышка умерла от переохлаждения. До сих пор бабушка закрывает глаза, из которых катятся слезы, когда вспоминает этот случай.

Потом война окончилась и вместе с бабушкой Полиной Дмитриевной Эля вернулась в родной город Мытищи, а мама и тетя остались в Юрюзани, их не отпускали с военного завода. Девочка очень переживала разлуку с мамой.

Они с трудом нашли свой дом, от него остались лишь каменные руины. Жить им было негде, поэтому они переехали в город Тулу, к родственникам. Поселились в заброшенном доме на окраине города. Шли годы, Эля подрастала. Пошла в школу. Жили они с бабушкой небогато — маленькая пенсия на двоих. Бабушка сама шила платья для внучки. Целой ткани не было, шилось и перешивалось все из старой одежды. Ничего не выбрасывалось. Если где-то находили какую-то ткань, да просто кусок материи, старую вещь, все подбирали. Бабушка аккуратно разрезала ткань на маленькие лоскутки и сшивала. И этому мастерству бабушка научила и Элю. Тогда лоскутное шитье было не искусством, а просто необходимостью.

Кроме того моя бабуля с детства хорошо рисовала, и после школы она уехала в Москву, поступила в Университет искусств им. Н. К. Крупской. Там она проучилась пять лет. За эти годы не стало самого близкого для неё человека,  её бабушки.

В 1958 Элеонора приехала в Юрюзань, где жила её мама. Устроилась работать на Юрюзанский завод, художником-оформителем. В 1967 году познакомилась с Виктором Глинским, а через год вышла за него замуж. Вскоре у неё появились дети: Владик, Валера, Аркаша.

На заводе моя бабушка проработала тридцать лет. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе. Занимается любимым делом для души: рисует, шьет, вышивает. Создает свои дизайнерские шедевры из лоскутков. Пусть они не такие искусные и красивые, но сделанные с таким старанием, любовью и трудолюбием, все это она шьет вручную, без швейной машинки. От неё этому искусству научилась и я.

С написания этой работы прошло 10 лет. Мне бы хотелось сейчас, так же как и раньше, прийти к бабушке, обнять её и послушать её истории за чашкой чая, но увы, в 2023 году её не стало. О бабушке у её сына и 3 внуков остались самые тёплые воспоминания и работы, сделанные её руками — многочисленные картины, в каждой из которых она оставила частичку своей души. Я горжусь, что у меня была такая талантливая, добрая и любящая бабушка. Память о ней мы сохраним на всю жизнь. И я точно знаю, что всё то творческое, что есть в её внуках и во мне в том числе, это от бабушки.

Глинская Анна.

Тамара Андреевна Медведовская

Как-то в школе, на выставке, я увидела работы из лоскутной пластики. Автором этих уникальных работ была Тамара Андреевна Медведовская. Мне захотелось с ней познакомиться. Я нерешительно позвонила ей, и в трубке телефона через несколько секунд услышала добрый, тёплый голос пожилой женщины. Мы договорились о встрече. И в весенний погожий день я пришла к Тамаре Андреевне. Найти её дом было нетрудно, Юрюзань — город маленький, да и жили, мы с ней, оказывается, через две улицы. На пороге меня встретила с улыбкой седовласая женщина, которая гостеприимно предложила пройти. Мы прошли в одну из комнат, которая была своеобразной мастерской Тамары Андреевны, в углу комнаты стояла швейная машинка, а на большом столе были расставлены изделия из лоскутков: домики, картины, прихватки, салфетки. Все красочное, яркое и разнообразное. Мы удобно расположились, и Тамара Андреевна начала свой рассказ о себе и о своём увлечении лоскутной пластикой.

Родилась Тамара Андреевна Медведовская в Юрюзани в 1936 году. Тогда ещё Юрюзань была не городом, а рабочим поселком. Поселок был построен у завода, поэтому родители Тамары Андреевны трудились на заводе.

Девочка в семье была младшей, росла очень активной. Помогала родителям по дому, играла с друзьями во дворе. А когда немного подросла, окончив восьмой класс, устроилась работать на завод копировщицей, всего шестнадцать лет ей было тогда. А по вечерам девушка ходила в вечернюю школу. И десятый, одиннадцатый класс были окончены на «отлично». В свободное время от учёбы и работы, она посвящала спорту. Прогулки на лыжах по снежному, сказочному лесу. Катание по синему, блестящему льду на остро заточенных коньках. По этим видам спорта у неё было несколько разрядов. И до сих пор эти занятия по-прежнему остались одними из самых любимых. Со слов Тамары Андреевны — жизнь — это спорт, это движение. «Нужно запомнить эти слова», — решила я для себя.

В 18 лет Тамара, которая ещё никогда надолго не уезжала из родного дома, рассталась с близкими, хоть и ненадолго. Все равно тяжело, простой провинциальной девушке оказаться в незнакомой обстановке, в большом городе. Поступила она в строительный техникум в Челябинске и отучилась там два с половиной года. Надолго задерживаться в городе она не стала, а поскорее вернулась в свой любимый, маленький городок — Юрюзань. И больше она никуда не уезжала. Она осталась жить в том месте, где всё ей было знакомо с детства, каждая улочка была родной.

Вскоре, после окончания техникума, в 1954 году Тамара Андреевна пришла на работу на родной завод в ОКС. Вместе с бригадой работников-строителей они начали заниматься строительством домов, тогда ещё первых многоэтажек в Юрюзани. Вскоре девушка встретила молодого, черноволосого паренька Аркадия Медведовского, который сразу Тамаре Андреевне приглянулся, они подружились и полюбили друг друга. Дружили молодые люди два года, а в 1958 году поженились. В семье появились дети. Первым родился Слава, а через несколько лет — Дима. И потекла жизнь своим чередом. Дети подрастали, радовали родителей, окончили успешно школу, уехали учиться в институт.

Тамара Андреевна Медведовская продолжала работать строителем, была мастером. Этой работе она отдала ни много ни мало сорок лет. Много зданий и жилых домов в Юрюзани было построено под её руководством. Даже детский садик «Медвежонок», в который я когда- то ходила.

Двадцатый век подходил к концу. И мелкими шагами подступал новый двадцать первый век, на который Тамара Андреевна возлагала особые надежды, он должен был стать лучшим после тяжелой жизни во времена перестройки. Но начало века принесли новые тяжелые переживания. В 2000 году сильно заболел её муж. Аркадий Львович попал в больницу, прогнозы были не утешительными — серьёзные проблемы с сердцем, инфаркт. Но Тамара Андреевна верила, что муж поправится. Недосыпание по ночам, дурные мысли, беспокойное сердце, слезы на глазах, вот что тогда происходило в её жизни. Она с раннего утра хлопотала рядом с больным мужем и часто засыпала у больничной койки. Она ни разу не заплакала рядом с любимым, старалась улыбаться, хотя это давалось с трудом. Это были тяжелые годы для Тамары Андреевны. Чтобы ненадолго забыться и развеять грустные мысли, она начала заниматься лоскутной пластикой.

— Почему именно лоскутная пластика? — спросила я.

Оказалось, что Тамара Андреевна ещё в детстве, когда была маленькой шестилетней девчушкой, часто любила приходить к своей тетушке. Тетя была рукодельницей и любила шить и вышивать. В доме её родственницы всегда было на что посмотреть — от маленьких вышивок на белоснежных подушках до красиво сшитых ковров, порой все диву давались её искусству. Но больше всего запомнились маленькой Тамаре большие пледы из разноцветных, разнообразных квадратиков ткани, которые были расстелены на кроватях.

И чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей о муже, Тамара Андреевна занялась лоскутной пластикой. Она знала, что дело это не из лёгких, но взялась за интересное, новое и увлекательное занятие. Она выписала огромное количество журналов, книг с лоскутным шитьем. И узнала, что для начала работы делают эскиз готового изделия, затем разбивают его на блоки. Если же готовое полотно будет состоять из блоков, которые повторяются, то делают чертеж блока в натуральную величину, разбивают его на детали, которые номеруют. Из плотной бумаги или картона делают шаблоны этих деталей. После того, как шаблоны готовы, приступают к раскрою ткани. Важно, при раскрое соблюдать направление нити, во избежание перекосов и растяжения готового изделия. Сборку лоскутных элементов выполняют безнаметочным способом. Для того чтобы фиксировать ткань, используют булавки с головкой. Сметывание ткани выполняют в том случае, если требуется особая точность исполнения. В процессе работы важно следить за формой блоков, при необходимости выравнивая их. При сборке, особое внимание уделяют основным точкам пересечения швов.

Первым изделием Тамары Андреевны было покрывало. Женщина выбирала самые красивые и красочные ткани. Вырезала одинаковые квадраты, треугольники, делать это было трудно, а затем составляла из них картину, только потом она могла начать шить. Она прошивала одну сторону лоскутка и проглаживала, так проделывалось с каждым лоскутком. Днём она была в больнице у мужа, а ночами Тамара Андреевна строчила на машинке, и все тревожные мысли ненадолго уходили, но когда работа останавливалась, у женщины вновь наворачивались на глаза слезы.

Несколько месяцев Тамара Андреевна в свободное время шила плед. А когда закончила работу, в телефоне раздался звонок, звонили из больницы, женщине сообщили, что её мужа больше нет.

Тамара Медведовская потом долго не могла шить, приходила в себя, но продолжила заниматься этим через несколько лет.

За все время Тамара Андреевна сделала огромное количество работ. С каждым разом её изделия становились всё более профессиональными. Она создала изделия от простых салфеток до неимоверно красивых картин и панно. К сожалению, множество работ я не смогла увидеть, многое она раздарила своим родственникам и друзьям.

Вместе с Тамарой Андреевной мы прошли в другие комнаты, и для меня открылся большой мир чего-то сказочного. На стене комнаты висела картина — ящерица, сшитая из лоскутков, а на диване тот самый первый плед — «Россия». Огромное полотно, на котором изображено одинокое дерево осенью, с которого опадают первые пожелтевшие листья.

Я ещё долго рассматривала все её работы, слушала рассказы моей новой знакомой, которая по-прежнему оставалась с доброй улыбкой на лице. И все-таки первое впечатление меня не обмануло, Тамара Андреевна, действительно, такая лучезарная женщина, от которой на душе становится светло. Кроме того, она оказалась замечательным мастером, которая знает свое дело и создает чудесные шедевры.

Эта встреча с Медведовской Тамарой Андреевной произошла в 2013 году. Тепло от этой встречи мне помнится до сих пор. Сейчас Тамары Андреевны нет в живых, но её прекрасные работы, сделанные с любовью, сохранили тепло её рук. Они до сих пор украшают дома родных, близких и друзей Тамары Андреевны.

Две жизни, две судьбы совершенно разных женщин, непохожих друг на друга. Но объединяло их одно общее дело — лоскутная пластика.

Глинская Анна.

Яндекс.Метрика