Дети войны
Сколько повидали, сколько пережили дети войны! Голод и холод, изнуряющий труд, смерть родных и близких и похоронки, похоронки…
Уходят ветераны войны, их всё меньше и меньше. Уходят живые свидетели тех страшных событий Великой Отечественной войны. Цена любой войны — это миллионы погибших и искалеченных судеб, огромное количество сирот. Уже уходят из жизни дети ветеранов войны. У нас в музее собрана целая папка с воспоминаниями детей, чьи отцы погибли в годы Великой Отечественной войны. Я хочу привести воспоминания одной из жительниц Юрюзани, которая была членом организации «Память сердца». Судьба Галины Ивановны типична для детей-сирот, погибших защитников Отечества.
Галина Ивановна Кащеева (Махетова) вспоминает своё детство.
«Мой папа — Махетов Иван Александрович, коренной житель Юрюзани, здесь он родился и жил. Его родители — Александр Романович и Матрёна Варламовна Махетовы — тоже родились в Юрюзани. У них был свой дом, лошадь, хозяйство. До войны папа работал инструктором райкома партии в Катав-Ивановске. Перед самой войной они с мамой жили в селе Серпиевка, папа был председателем колхоза села. На второй день войны папа ушёл на войну с фашистской Германией. На станцию Вязовая папу провожали всей многочисленной семьёй Махетовых — братья, сёстры отца. До станции ехали на лошади. Я этого, конечно, не помню, только со слов мамы, мне было тогда всего 2 года.
Папу проводили в конце июня, он защищал Ленинград, погиб 13 августа 1941 года. А моя младшая сестрёнка Нина родилась 26 октября 1941 года, когда папы уже не было в живых, семья получила похоронку. В 1943 году мама решила вернуться на родину, она была уроженкой Пермского края. Мы переехали в Добрянку к бабушке по материнской линии. Оттуда уехали в село Висим к маминой тёте Фёкле Андреевне. Жили трудно, есть было нечего, мама какие-то вещи обменивала на мыло, на хлеб, картошку и крупу, лишь бы выжить! Иногда даже милостыню приходилось просить, лишь бы с голоду не умереть. С детства трудились, умели делать всё по хозяйству. Там в деревне мама вышла замуж, ведь вдовой она осталась в 23 года. Она родила ещё четверых детей. Семья большая, прокормить такую семью было не просто. Да, жизнь наша была не из лёгких.
После окончания семилетки в 1956 году я вернулась в Юрюзань, на родину отца. Бабушка к тому времени уже умерла, но в Юрюзани жил дед и родственники отца. Я жила у тёти Маруси Махетовой — папиной сестры. Мне сразу пришлось устроиться на завод имени С. М. Кирова штамповщицей в цех №1 на цепное производство. А потом, когда завод начал выпускать холодильники, в 1962 году я перешла на штамповку холодильников, где проработала до самой пенсии. Моя мама последние 15 лет жила со мной в Юрюзани и умерла в возрасте 87 лет в 2005 году».
Сейчас в живых уже нет и Галины Ивановны, но остались её воспоминания. Любовь к своему отцу, которого она практически не помнила, пронесла через всю жизнь.
Наталия Плеханова,
сотрудник народного музея, член совета ветеранов Юрюзани.