История становления режиссёра и рождения театральной студии
25 марта — День работника культуры, а 27 марта — Всемирный день театра, поэтому знакомим вас ближе с театральной студией «Ажиотаж» из Катав-Ивановска
Екатерину Куфтырёву в нашем районе знает каждый, кто был хотя бы на одном городском празднике за последние несколько лет. Вместе с Александром Мусиным они являются бессменными ведущими, а также вдохновителями, организаторами и участниками большинства культурных мероприятий района.
— Мама привела меня ребёнком в театральный коллектив, — вспоминает Екатерина. — Тогда режиссёром здесь был Леонид Владимирович Брусов. Он тогда набирал детей с 13 лет, а мне было семь или восемь, но он меня взял. Потом в музыкальной школе открыли отделение актёрского мастерства, там тоже преподавал Леонид Владимирович. И я там училась, правда, не закончила, бросила в самом конце, оставалось только экзамены сдать.
Потом в 2005 году пришла во Дворец к Татьяне Ильиничне Катанской, она начала ставить сказки. Первой сказкой, в которой я сыграла Герду, была «Снежная королева». Так я и выступала, а в 2010 году уже устроилась в ДК работать по совместительству, ещё работала во второй школе, и поступила заочно в академию культуры на режиссуру к Лукашину. До этого училась в техникуме, потом поступила в УРСЭИ на менеджера, но быстро поняла, что экономика, цифры — это не моё. Вообще, хотела поступать на актрису, но там нужно было петь, а я этого не умею. Теорию по режиссёрскому делу я знала плохо, но творческий конкурс прошла хорошо, поэтому поступила.
Учиться сначала было сложно. Ведь когда я работала с Леонидом Владимировичем и Татьяной Ильиничной, они учили нас работать в характере только своей роли, ты только для себя прорабатываешь линию поведения. А когда стала учиться режиссуре, это стало нужно обосновать и простроить для всех.
Потом был этап, когда уходила работать в кинотеатр. Затем был трёхлетний декрет. И после декрета уже обосновалась во Дворце. В сентябре 2020 года набрала ребят в театральную студию.
— Чем Вам нравится Ваша работа? Почему связали с этим жизнь?
— Мне всё нравится, например, разрабатывать сценарий и воплощать в жизнь написанное. Мне очень нравится работать с детьми, давать им основы актёрского мастерства, сценического движения, речи. Сама тоже постоянно учусь, прохожу курсы повышения квалификации, перенимаю опыт педагогов и передаю ребятам. Здорово видеть в их глазах желание учиться и расти.
Сначала я набрала только старших ребят, с 13 лет. И ко мне пришли многие из тех, с кем я уже работала во второй школе: Егор Витвинов, Арсений Галкин, Настя Сырцева, Лена и Юля Белобородовы, Лена Губанова. А с этого учебного года набрала средних и маленьких деток, чтобы коллектив рос и развивался.
Цифры
Сейчас в «Ажиотаже» 25 ребят старшего возраста, 19 — среднего и 14 — младшего. Всего — 58. Самой маленькой «актрисе» три года.
— Как появилось название «Ажиотаж»?
— У меня было три варианта: «Зеркало», «Ажиотаж» и ещё какое-то. Мне больше нравилось «Ажиотаж», но смущало, что это всё-таки искусственно созданная паника. Решила посоветоваться с Сашей Мусиным и другими ребятами. А они в кинотеатре меня зовут Паникой из-за того, что я очень эмоционально всё воспринимаю и часто чересчур волнуюсь. Так и решили, что раз я Паника, у меня будет «Ажиотаж».
А с Сашей Мусиным я вообще всегда советуюсь, сценарии ему показываю. Когда ставила первую постановку, играла в ней и сама, поэтому звала на репетиции Сашу, чтобы посмотрел и оценил со стороны. Он сильный речевик, отличный ведущий, и теперь он будет вместе со мной уже официально заниматься «Ажиотажем». Мы даже сшили форму и на худи написали название кружка, имя, и у меня на спине написано «мать», а у Саши — «отец».
При этом, когда мы только пришли в культуру, он — в кинотеатр, я — во Дворец, работали с Сашей в контрах. Мы соревновались, чьё мероприятие лучше, не шли друг с другом на контакт. А потом я ушла из Дворца, и именно Саша предложил мне устроиться к ним. И в 2015 году я тоже по совместительству устроилась в кинотеатр на должность руководителя кружка по интересам и ставила вместе с ними мероприятия. Как раз тогда я получила диплом. Не сразу мы с Сашей нашли общий язык, но теперь отлично понимаем друг друга, мне с ним работать очень комфортно. Я очень эмоциональная, а Саша рациональный, твёрдый и меня успокаивает.
— Вы с Сашей ведёте все праздники в городе, часто они проходят на улице, где погода не всегда хорошая, а вам нужно быть в лёгких костюмах, красивыми, весёлыми и развлекать часами людей. Сложно ли это даётся?
— Сейчас уже привыкли. И детям всегда говорим: берём с собой сменную обувь, под костюмы надеваем тонкие куртки. Но изначально было очень тяжело, особенно в Масленицу, когда много часов приходится проводить на улице. 9 Мая попроще. А 22 июня уже очень жарко. Несём с собой воду, чтобы детей обрызгивать и поить.
— Было ли у Вас стеснение, боязнь сцены? Как с этим боролись?
— В детстве да, я всего боялась, даже в магазин сходить. А к тому времени, когда меня пригласили играть в «Снежной королеве», уже не боялась. Наверное, потому что когда ты выходишь на сцену не как Катя Куфтырёва, а как Герда, это маска, и так проще. Помогает и четвёртая стена в театре. Правда, сейчас мы от неё уже отходим, больше контактируем со зрителем, идём в зал. Мне очень нравилось играть, сейчас скучаю по актёрской деятельности.
— Как Вы отбираете детей на роли? Как при этом удаётся избежать обид со стороны детей?
— Мы проводим кастинги, читаем пьесу и выбираем. Когда пишешь сценарий, в голове уже всё равно представляешь, кто на какую роль больше подойдёт. Но во время читки иногда становится понятно, что у другого лучше получается данный персонаж. Например, сомневалась, какую роль в «Золушке» дать Витвинову: короля или принца. А когда он прочитал, стало ясно, что он точно король. Или в том году ставили «Хранителей новогодних игрушек», я думала, что злую королеву сыграет Юля Белобородова, а Аня Толкунова так прочитала текст, что сразу стало понятно, что именно она должна быть злой королевой. А Юля прочитала мягче, и ей досталась роль главной героини. В «Золушке» она играла Марианну, а Аня — мачеху. Так что роли нужно отдавать по способностям, конечно.
Старшие дети уже очень сильные, жаль будет с ними расставаться. Егор Витвинов в этом году заканчивает девятый класс и планирует поступать в колледж культуры. Я ребят только обрамляю, а так они сами талантливые и старательно учатся. Бывает, мне не нравится игра, говорю: «Не то, поменяйте мизансцену». И они сразу меняют и работают по-другому. Не нужно разжёвывать всё.
— Как ребята Вас называют: на Вы или на ты?
— Со старшими мы на ты. Средней группе сначала представилась по имени-отчеству, но мне самой так неудобно, особенно во время тренингов, когда нужно говорить быстро, поэтому они тоже ко мне обращаются на ты. А младшим неудобно на ты, но они долго вспоминали отчество, поэтому я сказала им звать меня просто Екатерина. В процессе букву «е» они откинули, осталась просто Катерина. Так, кстати, и написано теперь на моей форме. Считаю, так проще общаться, сокращается дистанция, они больше доверяют мне, и работоспособность у них лучше. Они такие чуткие, понимающие, меня всегда поддерживают.
Сёстры Белобородовы успевают ещё и танцевать в «Ангажементе» у Натальи Юрьевны. И это очень пригождается в постановках, когда артисты могут не только играть, но и танцевать. Наталья Юрьевна тоже при необходимости помогает, подсказывает, работаем с ними в тандеме. Мы с ней ребят из «Ангажемента» в «Золушке» прямо в сценарий ввели. И это было отмечено и в области, что не вставные танцевальные номера, а по ходу спектакля всё органично.
— Ваша сказка ведь уже второй год занимает призовые места в областном заочном видеоконкурсе «Новогодний фейерверк»?
— Да, в прошлом году наша студия заняла первое место, а в этом — гран-при. Участие принимали 60 коллективов, только пять из них получили гран-при, в том числе мы. Это было очень неожиданно и приятно до шока. Тем более мы видели постановки других обладателей гран-при, где у актёров, например, головные микрофоны, профессиональный свет и так далее. То есть возможности совсем другие. Но мы смогли встать с ними в один ряд, хотя финансово и ограничены, конечно, к сожалению.
— Своего сына Вы тоже привели в театральную студию? В каком возрасте?
— Да, конечно. Где же ему быть, когда у мамы репетиции? Роме четыре года. Сейчас он играет таракана в «Федорином горе».
— А Вы всех детей берёте в студию или проводите кастинг?
– Всех беру, со всеми работаем. В каждом, кто хочет играть на сцене, можно что-то найти: сценическое или речевое.
— Многие думают, что работать в культуре — это постоянный праздник. Думается, что это не так.
— Конечно, не так. Я часто и ночами не сплю — пишу сценарии, потому что днём не успеваю, так как идут репетиции, иногда до глубокого вечера, нужно готовить костюмы, декорации. Свободного времени нет совсем. Бывает, зовут меня прогуляться, а я говорю, что если у меня и будет время, я лучше его потрачу на какой-нибудь полезный вебинар, тренинг.
— Я уже поняла, что театр и дети — это вся Ваша жизнь. А есть ещё какие-то увлечения?
— Да, в прошлом году я наткнулась на мастер-класс по изготовлению шоколада, и меня затянуло. Я заказала все ингредиенты, а они совсем не дешёвые, и делала шоколадки. Нужны какао-масло, какао-порошок. Это масло нужно раздробить, растопить и темперировать. Это совсем не сложно, и так классно, когда из ничего получается шоколадка. Правда, себестоимость одной такой шоколадки была около 400 рублей в прошлом году, сейчас, наверное, ещё дороже. И вкус не такой, как у шоколада из магазина. Я бы сказала, на любителя, некоторые даже отказываются. Мне больше нравится чёрный, молочный тоже вкусный, а вот белый никому не понравился, потому что там ксилен. В таком шоколаде чувствуются крупинки, потому что сахарная пудра полностью не растворяется. Роме нравится такой шоколад.
Ещё у меня два шотландских кота. Я покупала их именно для разведения, хотела безумно этим заниматься. Кот клубный, с документами, я и на вязку кошечек брала. Котята такие классные получаются.
— У Вас есть мечта?
— Да, мечтаю о том, чтобы наша театральная студия получила звание образцового коллектива. Для этого нужно проработать пять лет и иметь грамоты. Поэтому планирую начать вывозить детей на конкурсы, хочется уже их показать, и я уже к этому готова.
— Желаем Вам и Вашему коллективу творческого роста, вдохновения, успешных постановок, высоких наград и, конечно, звания образцового коллектива.