Здесь они как дома
Специалисты реабилитационного центра Катав-Ивановска стараются, чтобы дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чувствовали себя, как дома
В 1993 году в Катав-Ивановске был открыт приют. В него помещались дети по акту полиции, если их родители пьют или не исполняют свои родительские обязанности. Но с течением времени изменились функции и задачи самого учреждения, которое и было переименовано в реабилитационный центр. Сейчас он рассчитан на 35 детей. В 2018 году было открыто отделение дневного пребывания
— Специалисты реабилитационного центра Катав-Ивановска стараются, чтобы дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чувствовали себя, как дома, — рассказывает Светлана Бирюкова, заместитель директора по воспитательной работе. — Общаясь с людьми, часто сталкиваешься с тем, что всем известно о реабилитационном центре, но его иногда путают с детским домом и неправильно понимают функцию учреждения. Главная цель деятельности центра — защита прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для полноценного счастья ребенку необходима семья, личное счастье мамы и папы. Но иногда бывает так, что в семье возникают трудные жизненные ситуации: запил один или оба родителя, развод родителей и проблема с жильем, потеря работы или смерть близкого человека; насилие в семье, чаще где есть отчим, необходимость госпитализации матери в неполной семье, длительное лечение матери в тубдиспансере, обследование, лечение, операция ребенка в областной больнице, а для этого необходимо неоднократно приехать в Челябинск, это немалые затраты. Иногда возникает непонимание между ребенком и родителем, тогда куда идти ребёнку? На улицу? Вот с этой целью, а не с целью припугнуть, или ещё хуже, отдать на перевоспитание, и существует реабилитационный центр. Были случаи, когда сами дети обращались в учреждение, и тогда перед сотрудниками стояла нелегкая задача помирить ребенка с родителем, помочь решить конфликт, объяснить и той и другой стороне, в чем неправы.
В учреждение поступают несовершеннолетние от 3 до 18 лет:
-по личному заявлению ребенка с 10 лет или заявлению родителей;
— по акту полиции или рапорту органов внутренних дел,
— по ходатайству других организаций и образовательных учреждений,
— по направлению органов опеки.
В учреждении имеются лицензии на право ведения медицинской деятельности, образовательной деятельности, дополнительное образование детей и взрослых, на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
У каждого ребенка своя судьба, своя история.
Антон, 7 лет, и Алексей, 6 лет, Катав-Ивановск.
Когда два брата поступили в учреждение, сотрудники заметили, что у мальчиков большие проблемы со здоровьем: кроме задержки психического и речевого развития, косоглазие у одного из ребят и снижение слуха у другого. Мальчики, после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии были устроены в образовательное учреждение города, также после обследования специалисты помогли матери оформить на детей группу инвалидности. Сейчас им назначена пенсия, ежемесячная денежная выплата, а на мать детей оформлена компенсация по уходу. Два брата вернулись домой.
Владимир, 8 лет, Катав-Ивановск.
Когда мальчик поступил в реабилитационный центр, он был похож на маугли: совсем не разговаривал, а общался посредством жестов и гортанных звуков. Он был агрессивен, злился, когда его не понимали другие ребята. А родители и не подозревали, что их сын совсем не слышит, они считали, что Вова заговорит, что у мальчика только задержка речевого развития.
Ребенок был обследован в ЧОКБ сурдологом, ему сделали медико-социальную экспертизу для первичного оформления инвалидности, оформлена группа по инвалидности. Теперь он получает пенсию. Были подготовлены документы на обучение ребенка в специализированной школе-интернате Миасса для слабослышащих детей, родители забирают его на каникулы и праздники.
Светлана, 17 лет.
Девочка неоднократно уходила из дома по причине конфликта с мамой. Педагогом-психологом и другими специалистами проводилась работа с подростком и родителями несовершеннолетней. В результате улучшились взаимопонимание между членами семьи, эмоционально психологическое состояние улучшилось, появилось желание идти на контакт с родителями и налаживать отношения.
Кристина, 15 лет, Юрюзань.
Мать девочки, ведя аморальный, асоциальный образ жизни, не оказывала должного внимания воспитанию своей дочери. Кристина, предоставленная самой себе, бродяжничала, употребляла алкоголь, не посещала школу в течение полугода, несмотря на то, что надо было закончить выпускной 9 класс. Стараниями всего педагогического коллектива, оказанием помощи в устранении пробелов в знаниях, подготовке к итоговым экзаменам девочка закончила 9 классов. Она была устроена на обучение и попечение одного из образовательных учреждений г. Бакала.
Наташа, 7 лет, Юрюзань.
Девочка поступила по личному заявлению мамы, так как в семье тяжелое материальное положение, трудная жизненная ситуация. Девочка должна была идти в первый класс, но проблема в том, что она плохо слышит, а у мамы нет возможности обследовать девочку в Челябинской областной больнице. За время проживания в реабилитационном центре Наташа обследована в ЧОБ. Ей были удалены аденоиды и проведено лечение. После этого Наташа стала гораздо лучше слышать, исчезли дефекты речи, появилась уверенность в себе, сейчас она живет дома, успешно учится и занимается дзюдо.
— Рассказывая об этих историях, хочется донести, что изменились условия приема детей, цели реабилитации. Если раньше в учреждение поступали дети на основании акта ОВД по причине не исполнения родителями своих обязанностей, то сейчас могут обратиться родители лично (а с 10 лет и лично дети), если в семье конфликтная ситуация, возникли финансовые трудности, например, в связи с потерей работы, необходимостью уехать на заработки в другой город или есть тяжелобольной член семьи, за которым требуется постоянный уход; либо необходимо дорогостоящее лечение ребенка, обследование в областной больнице, или госпитализация, — рассказывает Светлана Бирюкова. — К сожалению, бытует мнение, что если ребенок попадает в социально-реабилитационный центр, то дальше следует лишение его родителей прав по воспитанию и детский дом. Это не так. Ребёнок находится в учреждении в течение времени, необходимого для решения кризисной ситуации, и мы, в первую очередь, заинтересованы в возращении ребенка домой. В тех случаях, когда несовершеннолетний поступает к нам в учреждение по личному заявлению родителей. Также по заявлению родителей мы его приказом отчисляем домой, и для этого не стоит обращаться в УСЗН за разрешением.
С момента открытия в городе реабилитационного центра форма социального обслуживания была стационарная. С целью укрепления института семьи проведена большая работа по открытию отделения дневного пребывания. Время пребывания воспитанников в отделении составляет от 3 до 8 часов в день; количество посещений в неделю варьируется от 2 до 5 раз (согласно договору с родителями). В случае необходимости учреждение осуществляет доставку воспитанников группы из дома и обратно автотранспортом.
— В нашем центре работают неравнодушные сотрудники, которые всей душой болеют за детей, стараются, чтобы ребята, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чувствовали себя, как дома. А дети отвечают им взаимностью: с удовольствием участвуют в мероприятиях, конкурсах, овладевают знаниями, занимаются в кружках, и как результат — награды, грамоты, сертификаты о победах в международных, всероссийских, региональных конкурсах, — рассказывает Светлана Бирюкова. — Если в вашей школе, рядом с вами есть дети, которым, как вам кажется, мы могли бы помочь, пожалуйста, расскажите им о нас, а нам — о них! Ведь чужих детей не бывает! Любите своих детей, больше общайтесь, выполняйте совместные дела, интересуйтесь проблемами и чувствами, друзьями своего ребенка. Пусть вам сопутствуют терпение, терпимость и всегда любовь!