Лучший токарь оборонной промышленности из Юрюзани
В инструментальный цех Юрюзанского механического завода Петр Запонов поступил, едва ему исполнилось 16. Было это в декабре сорок первого года. Шла Великая Отечественная война. Вместо довоенных подков и гвоздей, шипов и крючьев завод теперь выпускал патроны для фронта. Подковный завод был эвакуирован в Шадринск, а в Юрюзань прибыл военный завод из Тулы.
Первый эшелон прибыл в сентябре 1941 года, а уже к 7 ноября завод выпустил первую военную продукцию. С каждой неделей, с каждым месяцем наращивался объём выпускаемой продукции, в чём принимали участие не только гильзовый и снаряжательный цехи, но и инструментальный. Подростки и дети понимали, насколько ответственна их работа. Работали наравне со взрослыми, а порой и полностью заменяя старших.
Брат Петра Григорьевича, лейтенант Василий Запонов, был на фронте. На фронте с врагом воевали отцы, старшие братья и многие товарищи Петра по цеху.
Все понимали, что фронту нужно как можно больше патронов, что от этого зависит будущее страны. Начав учеником токаря, Петр Запонов вскоре стал работать самостоятельно. Работал так, что после войны ему вручили медаль «За добросовестный труд в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.».
По-ударному работал Запонов и в послевоенные годы. Росло его профессиональное мастерство, накапливался опыт. Он получил шестой, самый высокий квалификационный разряд и самую сложную и точную токарную работу поручали именно ему.
В марте1970 года, накануне 25-летней годовщины Великой Победы, Пётр Григорьевич был удостоен звания лучшего рабочего оборонной промышленности СССР по профессии токаря. Четыре страницы в трудовой книжке Запонова занимают записи о наградах и поощрениях. Среди них три медали и пять почётных знаков победителя социалистического соревнования, знаки ударника 9-й и 11-й пятилеток, дважды ему вручался «Диплом качества». Почти полвека, 48 лет, проработал Петр Григорьевич на Юрюзанском механическом заводе, причём в одном, инструментальном цехе. Поистине жизнь, прожитая достойно и честно. Сейчас уже нет в живых труженика тыла, но сохранились его фотографии в семейном альбоме дочери и личное дело в архиве.