Супруги Хохловы посвятили школе всю жизнь
Педагогическое училище, которое работало в Катав-Ивановске, стало кузницей педагогических кадров для всего района и даже за его пределами. Была у училища и своя школа, где отрабатывались новые методики, проходили практику молодые педагоги. Её так и называли базовой.
Для Нины Ивановны и Владимира Евгеньевича Хохловых педучилище стало и той ниточкой, которая связала две судьбы в одну. Здесь они познакомились в 1954 году. Нина приехала 17-летней девчонкой в Катав-Ивановск из соседнего Усть-Катава.
— Жили, конечно, трудно, — вспоминает Нина Ивановна. — В семье у нас было три дочки. Папа работал на заводе, но серьёзно заболел, а в1959 году умер. Мама всю жизнь тоже трудилась на заводе молотобойцем. Это была совсем не женская специальность, но тогда об этом никто не задумывался. Вот и я тоже пошла работать на завод, а доучиваться уже пришлось в вечерней школе. Как всё успевала! Удивляюсь! Пешком бегала из микрорайона Шубино в школу, после работы. А ещё в субботу вечером на танцы обязательно. Танцевали до упаду, пока музыку не выключат, мы не расходились.
А потом решила Нина стать учителем русского языка и литературы. Вместе с подругой отправилась в Челябинск в пединститут, сдали экзамены, стали ждать зачисления.
— Так нам тоскливо показалось в большом городе, — рассказывает Нина Ивановна. — Даже вода была там нам не по вкусу, с хлоркой. Вот и решили забрать документы и рвануть домой. Так и сделали.
После этого неудачного поступления девушка не рассталась с мыслью стать педагогом и поехала учиться в педучилище в Катав-Ивановск.
Владимир Евгеньевич Хохлов тоже начинал свою трудовую биографию на литейном заводе, пришёл туда, окончив ремесленное училище. Его тётка, Анастасия Тимофеевна Землянская, была тогда известным в городе педагогом, вот она и посоветовала племяннику получить педагогическое образование.
Так, в 1954 году Нина и Володя начали осваивать азы педагогики. В мае 1956 года одновременно с окончанием училища решили и свадьбу сыграть.
— Родители Володи жили в доме, где сейчас находится магазин №25, — вспоминает Нина Ивановна. — Черёмуха в городе уже отцвела, поэтому пришлось за городом её рвать на свадьбу. Платье мне сшили красивое. Оно до сих пор у меня хранится, а вот колец не было.
По распределению молодожёны отправились учительствовать в Меседу: она — учителем начальных классов, он — учителем рисования, труда и ещё отвечал за хозяйственную часть школы. С собой был только маленький сундучок с нехитрым набором всего необходимого. Но молодые не унывали, ведь перед ними была открыта вся жизнь.
В 1959 года супруги Хохловы вернулись в Катав-Ивановск. Владимиру Евгеньевичу предложили работать учителем труда в средней школе №1, потом стал и заведующим мастерскими. Довелось ему руководить и базовой школой, поступил заочно в институт. А Нина Ивановна сначала устроилась в базовую школу, а затем перешла в школу-интернат, где проработала до пенсии, до 1990 года. Вместе со школой учительница прошла все преобразования этого учебного заведения: сначала оно было просто школой, а в 1976 году стало школой-интернатом для детей с особенностями развития. В 1977 году в эту же школу пришёл трудиться муж Нины Ивановны Владимир Евгеньевич. Так они бок о бок и учительствовали.
— Какой у нас в школе был хороший коллектив, семья, — вспоминает Нина Ивановна. — Директор Анатолий Петрович Буренков был строгий, требовательный, но справедливый, приучал ребятишек к труду.
Особенные дети требовали особенного внимания, нужно было найти подход, понять ребёнка.
— Как только наступала весна, мы внимательно смотрели, чтобы наши воспитанники не ходили к пруду, — вспоминает Нина Ивановна. — А их просто тянуло туда, им было интересно, а мы боялись, чтобы не утонули. Однажды мой ученик ушёл из школы и поехал домой в Юрюзань на автобусе без денег. Как быть? Ехать его искать! Ведь, может быть, его где-то высадили, билета-то у него не было. Хорошо, что всё кончилось благополучно. Был и такой случай, что подростки в знак протеста, что им не разрешали встречаться после отбоя, проглотили иголки. Спасали врачи, спасли.
Был один ученик у Нины Ивановны, который на уроках мог и парту толкнуть, и стул кинуть, его перевели на домашнее обучение. Вот учительница ходила к нему на уроки в Башлес. Сколько лет уже прошло, а тот мальчишка, став уже взрослым мужчиной, до сих пор помнит своего педагога, позванивает ей, узнаёт, как дела, как здоровье. Многие родители учеников, встречая Нину Ивановну, говорят ей спасибо за своих детей. Владимир Евгеньевич был, как говорят, рукастый. Делал и чертежи, и наглядные пособия для обучения и передавал эти умения своим ученикам. Общий учительский стаж у супругов Хохловых — 70 лет, со школой связана вся жизнь.
— Сын наш, Андрей, родился 26 августа в день августовской учительской конференции, — говорит Нина Хохлова о том, как переплелась работа и жизнь семьи. — Поэтому каждый год сыну приходилось в свой день рождения быть одному, ведь мы с отцом уходили на конференцию. А сколько мы оставались заниматься дополнительно с детьми! В это время свой ребёнок сидел один дома.
Сейчас Андрей — майор полиции, на пенсии, но продолжает трудиться в подразделении безопасности одного из крупных предприятий Челябинска. У него двое сыновей — Алексей и Илья.
В прошлом году супруги Хохловы отметили свою 64-ю годовщину свадьбы, а в ноябре Владимира Евгеньевича не стало. Ему было 87 лет.
— Пробоина у меня в жизни без него, не могу привыкнуть быть одной, — сокрушается Нина Ивановна. — Вот и свой 85-летний юбилей 25 декабря встретила уже без него.
Но одинокой Нина Ивановна себя не чувствует. В Катав-Ивановске её знают, здесь живёт много её учеников и даже соседями по квартире стала семья, которая жила в Меседе рядом с молодыми учителями Хохловыми в середине 50-х годов.