После плена — месяц проверки в НКВД. Воспоминания о Марии Пригородововй
Об участнице Великой Отечественной войны Марии Григорьевне Пригородовой, воспоминания которой, как и многих других земляков, хранятся в музее, рассказала его сотрудница, член совета ветеранов Юрюзани Наталия Плеханова:
«О женщинах-фронтовичках написано немало. Наше поколение у них в долгу, ведь это они стреляли из снайперки, были телеграфистками и телефонистками, выносили с поля боя раненых солдат и офицеров, лечили их в госпиталях. Да, о них написано много книг и песен, но когда читаешь воспоминания этих скромных участниц войны, то на ум приходят слова поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».
Какие муки, какой ад прошла Мария Григорьевна Пригородова, сохранив в себе добрую душу и сердце, любовь к жизни. Старожилы Юрюзани, я думаю, помнят этого замечательного зубного врача, проработавшего в поликлинике Юрюзани более сорока лет — с 1950 по 1993 год.
Родилась Мария Григорьевна в 1922 году на Волге, в небольшом городке Ртищево Саратовской области. После окончания семилетки поступила в зубоврачебную школу. Училась там с 1937 по 1940 год. Затем до войны работала по специальности в городе Балашов в городской поликлинике.
На фронт Марию Пригородову призвали на третий день войны — 24 июня 1941 года. Во время обороны Москвы числилась в составе 50-й армии. Медсанбат, где она работала, был рядом с передовой. Из-за леса постоянно доносилась канонада, с поля боя шёл сплошной поток раненых. Мария помогала хирургам делать перевязки и операции, иногда сопровождала тяжёлых раненых в тыл.
456 стрелковый полк и 183 медсанбат стали для Марии Григорьевны родной семьёй. Тяжёлые бои на Украине и в Белоруссии. Бойцам и командирам пришлось вступить в бой с фашистами на Рогачёвском направлении и с длинными изнуряющими боями отходить к Чернигову и Сумам. На всю жизнь врезались в память трудные и чёрные дни отступления.
25 ноября 1943 года Мария попала в окружение под деревней Буяновичи Гомельской области. До 25 декабря находилась в плену у немцев. Целый месяц ада, о котором она не любила рассказывать. После того как Красная армия освободила пленных, Мария проходила проверку в лагере №174 НКВД в Подольске, где находилась с 1 января по 3 февраля 1944 года. Только после этого её направили проходить дальнейшую службу в качестве зубного врача в лагерь для военнопленных №35 МВД в д. Лебедяны, где Мария Пригородова прослужила три года — с февраля 1944 по февраль 1947 года.
Мария Григорьевна за фронтовые заслуги была удостоена медали Жукова, ордена Великой Отечественной войны II степени, были и другие награды.
Год Победы стал счастливым и в семейной жизни врача: Мария Григорьевна вышла замуж и в 1950 году семья переехала в Юрюзань. Муж, Пётр Фёдорович, работал на строительстве Юрюзанской электростанции, а Мария заведовала там здравпунктом. Только через восемь лет вернулась к своей специальности. Её знали все и взрослые, и дети, к ней обращались многие жители города.
Юрюзань стала для Марии Григорьевны второй родиной на долгие 43 года. После выхода на пенсию она переехала к дочери в Южноуральск.
До самой смерти воспоминания о войне занимали особое место в памяти ветерана, хотя говорить об этом Мария Григорьевна не любила».